Skip to content

Какая в Кыргызстане фишка?

22.04.2010

“Кыргызстан — страна туризма” — фраза насколько замечательная, настолько иногда кажущаяся утопичной. Если начать с банальщины, то наша страна — это “дача господня” с чистым воздухом, пиками, памятниками времен Великого Шелкового пути, Иссык–Кулем — жемчужиной в обрамлении хребта Тянь–Шаня и гостеприимным кочевым народом. Если продолжить банальщиной скептической, то Кыргызстан — это страна с неразвитой туристической отраслью, единственным пятизвездочным именитым отелем, бессистемной застройкой побережья озера, ужасными дорогами, медленным оформлением документов в аэропорту (про Duty Free вообще молчу), отсутствием спасательной инфраструктуры для отчаянных альпинистов, а также наличием, мягко говоря, своеобразного сервиса от государственной границы до катамарана на пляже.
Почему? Виноваты чиновники, предприниматели, менталитет? Все понемногу. Но главное, мы, в смысле Кыргызстан, не знаем, чего хотим. Пока мы пели оду про “вторую Швейцарию”, то, собственно, пиарили это европейское государство. А сколько народу вспомнили про Лапландию, пока мы тратили бюджетные деньги, дабы доказать, что Кыргызстан — страна Санта–Клауса. А много ли туристов захочет прорваться через “визовые джунгли” и потратить кучу денег, чтобы увидеть цветок айгуль? Вы бы поехали в страну на другом континенте только потому, что в затерянной цивилизацией деревушке водятся уникальные букашки?
В любом разговоре, когда речь заходит о туризме, то большинство говорят, что Кыргызстан славится горами, Иссык–Кулем и отдельными памятниками Великого Шелкового пути. Другими словами, наши горы надо больше рекламировать среди альпинистов и экстремалов, Иссык–Куль — для любителей пляжного отдыха, а культурное наследие — для другой категории туристов. И вот тут–то у нас начинаются разброд и шатание. Отсутствует четко выраженное в словах и символах конкурентное преимущество, которое необходимо продвигать среди потенциальных клиентов. Ведь вы не будете продавать итальянские костюмы в высокогорном ауле, вы не будете изготовлять тазики, потому дешевле их импортировать из Китая. Так почему же при продвижении отдельной отрасли забываются принципы маркетинга, которые используются при реализации услуги или товара?
Мальдивские острова знамениты пляжами с белым песком, туда приезжают, чтобы полениться. Турция раскрутила свой сектор туризма благодаря позиционированию, что “все включено”, и низким ценам. ОАЭ создали себе имидж страны не для бедных, поэтому даже менеджер среднего звена, который однозначно себя бедным не считает, едет туда делать шопинг.
Так уж устроена человеческая натура, что в ней не может уместиться куча сложных смыслов и ассоциаций. Ведь посмотрите на приведенные примеры. Эти туристические страны не стали говорить обо всем, потому что быть всем для всех невозможно. Они заняли одну–две сильные ассоциации в восприятии туристов со всего мира. Начали это продвигать, создавать под эти ассоциации всю инфраструктуру и законодательство, а также пиар и рекламу. Их обороты в сфере туризма говорят сами за себя — миллиарды долларов ежегодно.
Весьма странные и неумелые попытки привлечь туристов бывают не только у нас. О примере с Азербайджаном рассказал один маркетолог из компании с мировым именем. Сразу хочу спросить, у многих ли эта страна ассоциируется с туризмом? Пожалуй, нет. Но у этого государства благодаря нефтяным запасам есть возможности выбрасывать деньги на ветер, рекламируя туристический бизнес. “Добро пожаловать в Азербайджан!” — гласит надпись в центре Нью–Йорка. “Ну и что там есть, чем эта страна отличается от любой другой, чтобы я тратил деньги на поездку туда?” — может спросить каждый. Пиарщики не придумали ничего лучше, чем продвигать мысль, что “Азербайджан — европейское очарование Востока”. Вот только эта фраза ассоциируется с соседней страной — Турцией. И сразу возникают ассоциации с проливами Босфор и Дарданеллы, которые разделяют Европу и Азию. Короче говоря, как мы за собственные деньги рекламировали Швейцарию и Финляндию, так и брат по СНГ — Турцию.
Так чем же мы можем завлечь туристов и сделать эту сферу экономики бюджетообразующей, а поток иностранцев массовым? Благодаря какому сильному посылу, который будет конкурентоспособным, не повторит другие, мы можем сделать Кыргызстан страной туризма и чтобы это не вызывало скепсис? А пока ждем очередные перлы.

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: