Skip to content

Блокадный Кыргызстан

23.05.2010

Кыргызско–казахская граница по–прежнему остается полуоткрытой. По словам наших пограничников, сейчас проходит 5 процентов от обычного потока граждан и машин. Сами они всех пропускают без проблем, зная, что через сто метров людей и грузы ждет преграда от казахских коллег. В чем и убедились корреспонденты “Вечерки”, задавшись целью проехать в Георгиевку.

«При чем тут я?»
Заявления чиновников — это одно, а вот реальная жизнь течет своим чередом. Выживать приходится всем, несмотря на пешие марши, обострения ситуации на юге республики. По словам собравшихся в пятницу на границе людей, сто долларов хоть и не творят чудеса, но дают возможность оказаться в другой стране после длительного ожидания.
Кыргызские пограничники немало обижены тем, что граждане злятся на них, хотя они пропускают всех, у кого есть загранпаспорт. Задевает их и то, что стражей границ обвиняют во взяточничестве, хотя мздоимство, по их словам, дело рук казахских коллег.
Согласно официальным заявлениям, границу имеют право пересекать граждане третьих стран; те, у кого имеется вид на жительство Казахстана; обладатели дипломатических паспортов, имеющие на руках телеграмму о смерти человека на территории соседнего государства. А также те, кто имеет командировочное удостоверение и приглашен в Казахстан тамошними госучреждениями. Но на усмотрение пограничной службы РК.
На вопрос, проходят ли все те, кто относится к тому или иному пункту, тут же нашлись люди, кто стал исключением из официальных правил. К тому моменту, как пятничным утром корреспонденты “Вечерки” подъехали к границе, там уже сутки куковал гражданин Беларуси на грузовой фуре. Он целый день ругался со всеми, пытаясь доказать, что имеет право на проезд. Но казахские пограничники были почему–то непреклонны. Там всех заставляют писать заявление, которое, по их же словам, должно рассматриваться в течение суток. Судя по тому, сколько возмущенных граждан облепило людей в погонах, рассмотрение обращений всегда задерживается.
В четверг вообще не пропустили “груз–200”. Умершего в Кыргызстане гражданина Индии должны были доставить через алматинский аэропорт в Дели. Но катафалк пришлось развернуть.
Прямо около моста над рекой между постами кыргызских и казахских пограничников теперь стоит стол — новый кордон соседней республики. Там проверяют документы на наличие казахской прописки и пропускают дальше: то есть казахи имеют право выезжать к себе домой, а вот оттуда их в Кыргызстан уже не выпустят. Всем остальным надо написать заявление о том, с какой целью необходимо пересечь границу. Заявления рассматриваются, после чего составляются списки с фамилиями тех, кому дали добро. Но вот со сроками проблема. По словам нескольких женщин, ожидающих больше суток разрешения на въезд, иногда приходится писать письма по несколько раз.
Одна мадам пишет заявление уже четвертый раз. Ее ожидает собственный паспорт в посольстве, расположенном в Алматы. Разрешение дано еще 24 апреля, билет на руках, но забрать документ никак нельзя. Вот она и ездит ежедневно к границе. “Тут все уже шутят, что с разными маршами, перекрытиями дорог, границы в целях безопасности нескоро откроют. Пусть отношения правительства выясняют дальше, но при чем тут я?!” — обращается она к человеку с каменным лицом.

Бери бабло, пошли домой
Многие приезжают на авось. Водители порожних тралов едут в третьи страны транзитом через Казахстан. Говорят, что к грузам TIR, которым должен быть беспрепятственный въезд, тоже подходят выборочно: в соседнюю страну пускают груженые машины, пустым же вход воспрещен. Но так как водителям есть хочется три раза в день, они в надежде на лучшее торчат у шлагбаума с 6 утра. По словам же кыргызских пограничников, грузы TIR они не задерживают, так как по международным соглашениям, если остановивший фуру госорган задерживает машину на три часа без обоснованных причин, то ему грозит 5 тысяч долларов штрафа.
— Небось пропустят, — надеются двое кыргызстанцев, сбрасывая пепел в речку. — Мы ждем. Вчера предпринимателей, едущих в Латвию за авто, долго мурыжили, но все–таки предоставили транзит. За сто долларов. Надеюсь, ставки за ночь не выросли. Турецкие бизнесмены с баулами тоже несколько часов ждали разрешения и дождались. А женщины, стоящие рядом, с которых ничего не возьмешь, ждут рассмотрения заявлений третьи сутки и не могут к мужьям и детям попасть…
Тут же на мосту висит объявление о том, что Государственная таможенная служба РК взятки не берет, и если кто–то с вас требует деньги, то обращайтесь по таким–то телефонам. “Ага, берет трубку тот мужчина, который вчера бизнесменов в Латвию проводил”, — хихикнула женщина и сурово взглянула на казахского пограничника.
Попытка корреспондента “Вечерки” пройти казахскую границу тоже не увенчалась успехом. Меня попросили написать заявление, которое, может быть, на следующее утро будет рассмотрено. Но денег никто не просил.

  • · вспоминая 11 мая
    На границе хорошо помнят 11 мая, когда по заявлению временного правительства блокада должна была быть снята. Ранним утром там уже скопились 50 машин и примерно 150 человек, которые, конечно, были очень возбуждены и устроили скандал на кыргызской территории. В итоге инициативную группу людей из пяти человек проводили к казахским пограничникам. Те объяснили, что никакого распоряжения об открытии кордона им не давали.
    Кто–то пытался провезти скоропортящиеся продукты на продажу, у кого–то заканчивался срок регистрации, кто–то ждал срочной доставки груза. В итоге все надежды на лучшее рухнули в связи с безответственными заявлениями чиновников. Они, наверно, искренне желают скорейшего открытия границ. В итоге их попытка успокоить население, оказавшееся в блокаде, превращается в банальный популизм.
    Такое ощущение, что наши чиновники считают за честь поговорить с российскими или казахскими коллегами и превратить их дипломатичное “может быть, будет рассматриваться возможность”, “наверное, обсудим скорейшее открытие границ”, “будем надеяться, обстановка скоро наладится” в весьма однозначное “ответственно заявляем, что откроется”, “ситуация под контролем”, “11 мая будет дан зеленый свет”. После телефонных или личных переговоров у чиновников начинается гонка, кто первый добежит до микрофона и прессы.
    Между тем возбужденные граждане обрывают телефоны редакции с обвинениями: “Вы написали, что границы откроют. Что за издевательство?! Прекратите безобразие!”. На что можно ответить только словами той женщины, желающей прорваться в посольство за паспортом: “Там верхи отношения выясняют. Мы же только ретрансляторы. При чем тут мы?”.
  • · ликбез
    TIR (фр. Transports International Routiers — “Международные дорожные перевозки”) — система международных автомобильных перевозок товаров, работающая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Система была основана 14 ноября 1975 года в Женеве для упрощения и согласованности административных формальностей при международных автоперевозках. Компании, специализирующиеся на международных грузоперевозках и являющиеся участниками ассоциации, пользуются таможенными документами, называемыми книжками МДП (Carnet TIR), по которым разрешается пересекать границу без уплаты пошлин в пограничном пункте пересечения.

Дина МАСЛОВА (газета «Вечерний Бишкек», 17 мая 2010г.)

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: