Skip to content

Нацбанк: от Манаса до Интернета. К 17-летию сома

23.05.2010

17 лет назад кыргызстанцы увидели первые сомы — один из атрибутов государственности. С этого же момента в принципе началась независимость центрального банка нашей страны. С тех пор претерпела значительные изменения и банковская система в целом. Вот основные вехи ее развития.

  • 10 мая 1993 года — введение в обращение сома
    — С 4 утра национальная валюта с изображением памятника Манасу стала приниматься в расчетах вместо рубля, — рассказывает начальник управления денежной наличности НБ КР Кылычбек Кылычев. — Разработку собственной валюты держали в строгом секрете в 1992 году. Но уже тогда было решено, что Нацбанк выпустит цельный ряд банкнот достоинством 1, 5, 10, 20, 50, 100 сомов. Причем сразу же приняли решение, что на национальных деньгах будут изображены исторические личности.
    Процесс изготовления денег занимает полтора–два года, поэтому в срочном порядке правление Нацбанка решило выпустить временные деньги по упрощенной технологии, пока не отпечатают более качественные.
    Полноценные сомы с определенным набором защитных элементов появились несколько позже: в феврале 1994 года наши граждане смогли пощупать 1, 5, 10, 20 сомов. На 1997–2001 годы пришелся третий выпуск сомов разных размеров и с большим количеством защитных элементов. Помимо того, что обновились известные номиналы, появились 200, 500, 1000 сомов. Уже в 2006 году стала продумываться новая серия банкнот, которая появилась только в прошлом году.
  • 1990–е — реструктуризация банковской системы
    — С введением нацвалюты была решена проблема платежного кризиса. От нее сильно пострадали производители и реализаторы продукции, которые не могли погасить кредиты. В 1993 году стало ясно, что банковский сектор находится на грани банкротства, — вспоминает заместитель председателя НБ КР Абдыбалы тегин Суеркул. — Нужно было пересмотреть систему контроля банковского сектора и механизмы финансирования в сельском хозяйстве, промышленности, торговле. Надо было пересмотреть роль центробанка, ведь не его задача заниматься прямым кредитованием.
    В 1995 году Нацбанк предложил три варианта кредитования сельского хозяйства: через комбанки, создание сельхозкорпораций, внедрение кредитных союзов. Были созданы: Кыргызская сельскохозяйственная корпорация при поддержке Всемирного банка, которая позже стала “Айыл Банком”, а также проекты кредитных союзов при содействии Азиатского банка развития. Для поддержки и перестройки платежной системы создали Расчетно–сберегательную компанию, нынешний банк “РСК”. Остальные вопросы должны были быть решены коммерческими банками.
    Но оставалась одна важная проблема, которая до сих пор не решена, — финансирование промышленности. Была попытка решить вопрос с долгосрочным кредитованием производства с помощью привлечения частных инвестиций. Первым таким проектом был “Демир–Банк”, который должен был показать всем, как надо работать на современном уровне. Насколько эта задача была выполнена, судить населению. Второй попыткой стало создание банка развития, направленного на поддержку именно промышленности. В итоге появился Кыргызский инвестиционно–кредитный банк с особыми полномочиями, чья работа со временем перестроилась. Последняя попытка — создание Фонда развития. Помимо кредитования, оставались вопросы с проблемными банками. Все они были оценены Нацбанком при содействии международных организаций в рамках программы FINSAC. Тогда же было создано агентство, занимающееся сбором долгов банков–банкротов, их ликвидацией и консервацией, известное как ДЕБРА. Началась эпопея с закрытием банков, когда надо было выдержать огромный социальный протест со стороны вкладчиков.
  • 2002–й — Госпрограмма по модернизации платежной банковской системы
    — Как только были созданы клиринговая и гроссовая системы расчетов на бумажной основе после реструктуризации банковской системы, уже встал вопрос о разработке новой концепции, которая бы отвечала самым современным требованиям. С 1998 по 2003 год были проведены работы по подготовке этого большого проекта с активным участием МВФ и Всемирного банка. В 2002 году решением парламента была принята Госпрограмма по модернизации платежной банковской системы, — вспоминает начальник управления платежных систем НБ КР Роман Хан.
    Программа длилась пять лет, в течение которых были реализованы три основных проекта: создание автоматизированной клиринговой системы, гроссовой системы реального времени, создание процессингового центра национальной платежной карты.
  • декабрь 2006 года — платежная карта «Элкарт»
    — “Элкарт” стал первым национальным проектом. Сами платежные карточки появились у нас раньше. Но процессинг “Алай–кард”, проекта, реализацией которого занимался “РСК”, осуществляется в Новосибирске, то есть любая транзакция проходит через Россию. А карточки “Демир–банка” выпускаются и обслуживаются только этим учреждением, — говорит начальник управления платежных систем НБ КР Роман Хан. — Значимость проекта “Элкарт” заключается в том, что процессинг находится на территории Кыргызстана. За три года выпущено 100 тысяч карт, действует более 200 банкоматов и 400 платежных терминалов.
    Теперь систему безналичных платежей надо развивать дальше. Например, следующим этапом может стать развитие овердрафта, когда клиентам дается краткосрочный кредит на определенный период в зависимости от его финансового состояния и платежеспособности. Также назревает необходимость внедрения точек оплаты, которые принимают не только наличные деньги, но и оплату через банковскую карточку. Интернет–банкинг и мобильный банкинг — следующие этапы развития банковского сектора.
  • март 2005–го и апрель 2010–го — периоды политической нестабильности
    — Если сравнивать степень участия банковской системы в экономике с более развитыми странами, то здесь у нас еще масса работы в плане расширения банковских услуг, проникновения во все зоны экономики. Тем не менее тот уровень оказался достаточным, чтобы выдержать политическую нестабильность 2005 года. Тогда банковская система достаточно быстро оправилась, — вспоминает и.о. председателя Нацбанка Заир Чокоев. — Тот период с экономической точки зрения характеризовался ростом как в мировом масштабе, так и в Кыргызстане.
    Сегодня ситуация несколько иная. Во–первых, мы все еще живем в период мирового финансово–экономического кризиса, самого разрушительного со времен Великой депрессии 1929 года.
    Во–вторых, резкое падение правовой стабильности в течение нескольких недель в апреле негативно сказалось на банковской системе в виде оттока депозитов, сокращения кредитной активности банков. В большей степени на банковский сектор повлияли политическая нестабильность и экономические проблемы в виде рейдерства, закрытия границ. Но Нацбанк старается смягчать эти удары.
    В–третьих, сама банковская система Кыргызстана несколько претерпела изменения с точки зрения концентрации финансовых ресурсов. АУБ стал таким супербанком, где была самая большая депозитная база и где были сконцентрированы значительные для Кыргызстана активы. И разбирательства в нескольких комбанках также негативно повлияли на весь сектор.
  • 2008–2009 годы — мировой финансовый кризис
    — Первая волна кризиса фактически не коснулась Кыргызстана, но за ней пришла вторая. И мы можем с уверенностью сказать, что банковская система осталась стабильной. В Нацбанке имеется масса инструментов по поддержке ликвидности, с дефицитом которой столкнулся мировой банковский сектор в начале кризиса. К счастью, эта проблема нас миновала. Хотя надо признать, что были отдельные проблемы на один–два дня в ряде банков Кыргызстана, которые удалось быстро решить, — говорит заместитель председателя Национального банка Абдыбалы тегин Суеркул.
  • 7 мая 2008 года — Закон «О защите депозитов»
    — Одной из задач Нацбанка является защита вкладчиков из числа физических лиц. Один из самых действенных прямых инструментов — создание системы защиты депозитов, — рассказывает начальник управления лицензирования и методологии надзора НБ КР Айбек Давлесов. — Вопрос о ее внедрении в Кыргызстане поднимался с 2003 года.
    Соответствующий закон был подписан президентом 7 мая 2008 года, а 14 августа вступил в силу. Сначала речь шла о гарантированности 20 тысяч сомов на каждый счет вкладчика. В апреле 2009 года были внесены поправки в закон об увеличении суммы покрытия до 100 тысяч сомов. Расчеты тогда показали, что более 96 процентов счетов физических лиц покрывались.
  • август 2009 года — максимальное значение международных резервов
    — Международные резервы нужны для обеспечения платежей правительства в иностранной валюте каждый день и потребностей всей экономики для оплаты критического объема импорта, а также для выполнения функций самого Нацбанка. Например, выплатить долг, профинансировать членство в международных организациях нужно в долларах, а в Минфине имеется только нацвалюта. Правительство собирает налоги в сомах, приносит их в Нацбанк, который выплачивает по курсу требуемую иностранную валюту. Поэтому задача Нацбанка — иметь в любой день резервы для обеспечения потребностей правительства. Постоянное наличие этих резервов как раз и позволяет выполнять обязательства, — разъясняет начальник управления денежно–кредитных операций НБ КР Раушан Сейткасымова.
    Когда Нацбанк только образовался, то в первый день резервы составляли 12 тысяч долларов. Максимальный уровень резервов пришелся на август 2009 года, когда они составили 1,65 миллиарда долларов. На 30 апреля 2010 года международные резервы составляли 1,646 миллиарда долларов.
  • уроки реформ
    За время существования банковской системы Кыргызстана были и сложности, и настоящие достижения. И вот такие уроки вынес Национальный банк.
    — Во–первых, 1990–е годы показывают, что никогда не надо спешить с принятием решения, всегда нужны анализ и независимая оценка, — уверен Абдыбалы тегин Суеркул. — Либерализация должна сопровождаться готовностью секторов экономики, госорганов и участников рынка к тому, чтобы вести самостоятельную деятельность.
    Во–вторых, независимость Национального банка. История показывает, что мы были правы, аннулировав лицензии ряда организаций в конце 1990–х годов, хотя тогда поднималась волна возмущения в защиту банка–банкрота.
    В–третьих, прозрачная деятельность Нацбанка, что обеспечивается определенными формами подотчетности работы правления, денежно–кредитным программированием, сценарным подходом к принятию решения.

Дина МАСЛОВА (газета «Вечерний Бишкек», 14 мая 2010г).

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: