Skip to content

Еде — добро пожаловать, хозтоварам вход воспрещен. О ситуации на киргизско-казахской границе

04.06.2010

Предприниматели сетуют, что рано обрадовались открытию границы с Казахстаном. Здесь, оказывается, есть избранные товары, а есть аутсайдеры.

Эй ты, куда пошла!
На контрольно–пропускном пункте снимать без разрешения высшего начальства таможенной и пограничной служб запрещено. Особенно в этом вопросе щепетильна казахская сторона. Наши жалуются, что после приезда журналистов и выхода публикаций или сюжетов в СМИ из Казахстана звонят в Кыргызстан, возмущаются и чуть ли не требуют уволить сотрудников за то, что плохо у нас охраняют границы от прессы. Но так как мы работаем по принципу: не пускают в дверь — лезь в окно, то и читатели могут узнать, что же на кордоне на самом деле происходит. А картина там прямо–таки удручающая. Вереница машин тянется задолго до того, как появится арка на контрольно–пропускном пункте “Ак–Жол”. Она начинается даже до поста ГАИ.
Хамству на границе, конечно, нет предела. На постсоветском пространстве сервис всегда страдал, но сейчас представители обеих стран грубят на каждом шагу, как будто им все что–то должны.
По данным казахской таможни, она имеет право пропускать в обе стороны физических лиц, из товаров — лекарственные препараты, продукты питания, ГСМ и сельхозпродукцию. Открыт транзит для международных транспортных, грузовых и пассажирских перевозок в третьи страны. Документ датируется 20 мая и касается таможенных постов “Кордай”, “Сыпатай батыр”, “Айша биби”. В распоряжении говорится, что “во избежание возможных угроз и нештатных ситуаций необходимо принять меры к усилению таможенного контроля с использованием всех имеющихся средств. Персональная ответственность за неукоснительное исполнение данного указания возлагается на начальников таможенных постов”.
Однако некоторые предприниматели, реализующие товары народного потребления именно в Казахстане, хоть с трудом, но оформляют свой груз. Ставка от 150 долларов.
Что касается авто, которым официальный въезд или транзит разрешен: большегрузные машины, бывает, стоят больше суток. Казахской стороной досматривается все содержимое машин, днище, тщательно изучаются все документы.

Таможенный союз над нами проплывает
По мнению исполнительного директора Ассоциации рынков, предприятий сферы торговли и услуг Сергея Пономарева, подобный досмотр является не чем иным, как подготовкой к введению единого Таможенного кодекса с 1 июля. По многим товарным позициям пошлины в Казахстане существенно повысятся и приравняются к российским.
Такого же мнения придерживается глава ассоциации предприятий легкой промышленности “Легпром” Сапарбек Асанов:
— Примерно половина экспорта швейной продукции у нас приходится на Казахстан. Учитывая, что товары народного потребления не пропускают, наш малый бизнес простаивает. Одежда отечественного производства проходит в Россию. Раньше сами казахские челноки приезжали к нам на “Дордой”, теперь оптовый рынок фактически стоит.
Представитель Ассоциации таможенных брокеров Наталья Ширшова считает, что барьеры для ввоза многих видов товаров связаны с апрельскими событиями.
— Машины очень тщательно досматривают на предмет наличия оружия. Вряд ли это связано с Таможенным союзом, скорее, казахи занимаются вопросами безопасности, — полагает она.
Предприниматели, глядя на отношение к ним в том числе кыргызских пограничников и таможенников, уверены, что они вообще никому не нужны. И все проблемы приходится решать самим.

  • официально
    По данным пресс–службы Государственной таможенной службы, с Казахстаном, Китаем и Таджикистаном осуществляется беспрепятственный въезд и выезд граждан, а грузы досматриваются казахской стороной более тщательно. Там сказали, что с 20 мая пропуск сначала осуществлялся на трех КПП, а теперь на всех пунктах.
    Ввиду того, что на ведомственном уровне снятие ограничений на границе затруднительно, а частичные ограничения влияют на выполнение прогнозных показателей по таможенным платежам, кыргызскими таможенниками было сделано обращение в МИД КР с просьбой инициировать вопрос о снятии ограничений при пересечении кыргызско–казахстанской границы по дипломатическим каналам.
  • взгляд
    В очередной раз вызывают уважение действия казахской стороны, направленные в первую очередь на защиту собственных интересов. Им наше нытье по барабану. Начали жаловаться потребители РК на дефицит сельхозпродукции и повышение цен на продукты питания, завозимых из нашей страны? Пожалуйста, кушайте. Гражданам нужно передвигаться? В Россию хотите товары провозить? Пожалуйста. Захотели экспортом китайских шмоток торговать на территории Казахстана? Нет уж, мы свой рынок защищаем. У самих граница есть с Китаем. Кроме того, введение Таможенного кодекса не за горами.
    У нас же опять все сикось–накось: с момента открытия границы отечественные предприниматели жаловались на длительный досмотр, из–за которого проходимость грузопотока очень низкая. Однако об ограничении на провоз товаров народного потребления упорно молчали наши чиновники. Было только радостное заявление об открытии границ 20 мая, в связи с чем правительству Казахстана и лично президенту Нурсултану Назарбаеву от имени президента переходного периода выражалась большая благодарность.
    Выражать признательность, конечно, надо, ведь самую большую долю в объеме автотранспортных перевозок в Казахстан занимает именно сельхозпродукция. Но получилось, что чиновники пропиарились, а предприниматели опять остались в невыгодном положении. А просьба разрешить межгосударственные вопросы не очень–то интересует казахских чиновников, а наши решают проблемы черепашьими темпами. До финиша многие бизнесмены могут и не дожить.
  • единое окно
    Чтобы облегчить жизнь бизнесменам, бизнес–ассоциации предлагают создать своеобразное “единое окно”. По словам Пономарева, “Дорожная карта” получила одобрение со стороны Алмазбека Атамбаева.
    — 7 июня состоится встреча нашей ассоциации, таможенных брокеров с аналогичными ассоциациями в Казахстане. Мы предлагаем, чтобы при таможенном оформлении наши предприниматели отправляли по факсу или электронной почте документы относительно провозимого груза в Астану. Там бы их рассматривали. Люди бы потом приезжали в одно место в казахскую столицу, платили в кассу или через банкомат соответствующую сумму. И все. Таким образом оптимизируются расходы и время.

Дина МАСЛОВА, газета «Вечерний Бишкек» (4 мая 2010г.).

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: