Skip to content

Комплекс национальной неполноценности

19.06.2010

Принципиально не буду называть кыргызов титульной нацией. Вызывает ассоциации с титулованными людьми и коронованными особами. А ведь это такая же нация, как и сотни других. Хотя в глобализированном мире и просто в цивилизованных странах спрашивать, какой человек национальности (если он не турист), считается неприличным. Но на вопрос всегда хочется охотно ответить, потому как интересуются люди миролюбиво. Чего не скажешь о нашей стране в последние месяцы. “Ты кто по национальности?” — увы, стало самым популярным вопросом.

Помните, Гитлер говорил про особую арийскую расу?
Никакая нация не может полноценно развиваться, кучкуясь одна на участке суши. Каждый этнос дополняет, привносит что–то положительное на территорию, где обитает. К сожалению, нынешние националисты не читают книг, не знакомы с историей цивилизации.
Чувство национальной идентичности появилось после обретения Кыргызстаном суверенитета, развивалось в начале XXI века, вылившись в то, что национальные меньшинства пытались отстранить от принятия властных решений.
При Бакиеве, правда, из вежливости выделяли квоты в парламенте, но при этом проверяли всю подноготную кандидатов. Неуклюжие попытки предпринимались таким образом, чтобы при этом держать все под контролем. Тогда экономическая или общественная активность лиц некыргызской национальности воспринималась как увеличение влияния внешних проектов, то есть других стран.
События 7 апреля кремировали и эти меры по соблюдению видимого баланса. В Кыргызстане заметно обострилась ситуация, когда представителей других наций отстраняют от политики. Сейчас любые попытки приблизиться к власти жестко пресекаются в большей степени по принципу национальной принадлежности, чем по профессиональным качествам.
Надо признать, власть у нас мононациональна. Речь не идет только о правительстве или администрации на местах, но также о должностях в силовом блоке и других сферах жизнедеятельности государства.

Залитые властью глаза
Свержение авторитарного режима население республики в целом восприняло положительно. Независимо от разреза глаз. Но во время событий 7 апреля на площади подавляющее большинство было представителями кыргызского этноса. Их стали называть героями. В том числе и тех, кто разгромил город, забрал имущество, которое им не принадлежало. А люди, назначившие себя на следующий день временным правительством, появились чуть позже. И стали играть на чувстве национального самосознания. Чего стоят заявления про еврейскую мафию, про корейскую мафию из окружения Максима Бакиева.
Демонизируя Бакиева и его окружение, они начисто забыли, что пять лет назад сами же и посадили его на трон. Теперь оправдываются, что не знали, какой он, мол, плохой.
В представлении дорвавшихся до власти временщиков теперь все, кто работал при бывшем главе государства, являются последними подонками и недобитками. А ведь многие служили не отдельному человеку, а государству. И были хорошими специалистами. Теперь же у этих людей развился комплекс неполноценности, ведь каждый новый начальник, поставленный уже по партийному признаку, тычет носом за то, что они честно зарабатывали деньги. Хотя сам еще положительные результаты деятельности не показал. То есть честно работать теперь нельзя, лучше биту в руки и пошел по квартирам тех, кто что–то имеет за душой.
Второй государственный переворот (народное восстание, революция?) должен был стать уроком. Или Бог любит Троицу?

Изгои не мы
Информация о ежедневных скандалах, дрязгах и разборках в высших эшелонах власти докатываются до кишлаков и квартир. И отталкивает особенно национальные меньшинства, которые так же, как кыргызы, приносят пользу стране, где они родились, выросли и работают. Солидарна с Александром Воиновым, сказавшим недавно, что представители некыргызской национальности стали чувствовать себя в стране неуютно. Неуютно стали чувствовать себя образованные и попросту нормальные кыргызы, столкнувшиеся со своими соплеменниками, умом не обезображенными. И метисы тоже как–то сидят в растерянности.
Дело дошло уже до бытового национализма, который проявляют неумные люди. В воскресенье на “Дордое” около обувного ряда женщина–узбечка торговала мелочевкой. Рядом продающие джинсы парни–кыргызы начали на нее кричать, несколько раз замахнулись кулаком. Растащили их другие кыргызы из соседних контейнеров. Кстати, в период событий на юге реализаторов–узбеков на рынке заметно поубавилось, они предпочли сидеть дома.
Или вот еще. Заказчица ворвалась пару дней назад в швейный цех, начала диктовать свои условия, аргументируя, что она, видите ли, представитель титульной нации. Даму увезли в Октябрьский РУВД, где она продолжила доказывать милиционерам, что кыргызы здесь главнее, так как “это наша земля”, а все остальные квартиранты.
Граждане Кыргызской Республики с любым разрезом глаз должны чувствовать себя хотя бы в безопасности. Взяв власть 7 апреля, временщики стали отходить от политики здравого смысла в отношении нацменьшинств. Хотя, кстати, последние сослужили немалую службу.
Во время попытки взятия реванша в мае в Джалал–Абадской области Кадыржан Батыров, узбек по национальности, фактически сохранил должность назначенному ВП губернатору Бектуру Асанову. Помните поджоги цитадели Бакиевых в их родовом селе? По замыслу, это должно было быть расценено как уничтожение именно клана в политическом смысле. Но на деле обернулось тем, что теперь кыргызы вменяют Батырову–узбеку покушение на имущество их сородичей. И тот попал в немилость. Тогда как за поджоги хоть дома президентской родни, хоть любого частного жилья судить надо по уголовному законодательству, а не по национальности.

Замародерили родину
Заниматься грабежами нельзя никому. Но почему–то это остается безнаказанным. Подобные действия дают ощущение значимости и вседозволенности.
Если главный партийный идеолог “Ата–Мекена” Абдрахманов пытается убедить, что Мирослав Ниязов не должен лезть в политику, так как сотрудничает с корейскими предпринимателями, то позвольте спросить, какую страну мы строим? Оба президента Сомали, страны с потерянной десять лет назад государственностью, до сих пор выясняют отношения с помощью племен. Очень показательный пример того, как политики раздербанили державу.
Те же наши партийные идеологи говорят о слиянии отдельных силовиков с казахской мафией. Хотелось бы напомнить: независимо от национальности нужно доказать, является ли человек преступником или нет. Преступление не может быть национально окрашенным. Это преступление, и точка. Тем более не пристало мелким чинушам говорить гадости об иностранной солидной компании.
Такое ощущение, что новые власти хотят довести республику до ручки, публично упирая на национальную принадлежность. Кстати, мы принципиально не стали высказываться относительно выпада Азимбека Бекназарова, что против главного редактора “МСН” Александра Кима, которого куратор прокуратуры и судов сознательно включил в список корейцев, на которых заведены уголовные дела. В течение нескольких недель никто из членов временного правительства коллегу не осудил. То есть это считается нормой. Что ж, подобное бездействие многое расставило на свои места и определило отношение к ВП.
Но критику новые власти ой как не любят. Так и заявили: “Кто против временного правительства, тот против народа”. (Почему они решили, что их народ поставил?) Иными словами, кто не поддерживает их точку зрения, а количество таковых растет с каждым днем, то он злейший враг. Но коли столько в стране недовольных отдельными действиями ВП, то, значит, не в них, то, значит, не в нас дело. Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
Однако из–за крена в сторону беззакония (и даже поощрения беспредела) целые города были отданы на откуп маргиналам, хотя все имущество настоящих собственников было нажито с большим трудом. К сожалению, мародеры и беспредельщики, портящие и грабящие чужое имущество, были кыргызами. Во–первых, потому что их в Кыргызстане логично живет больше. Во–вторых, потому что…
Сейчас конфликтологи, историки, психологи, политологи высказывают свое мнение, почему отдельные наши представители не боятся ни Бога, ни черта.
Кто–то дает однозначную оценку: всему виной плохое социально– экономическое положение в стране. И это тоже верно. Но когда в Маевке грабитель с залитыми ненавистью глазами ворвался к турку в дом и заорал: “Это наша земля, вы, турки, наживаетесь на нашем добре!”, тот на пепелище своей хаты ответил: “Ну так работать надо”. За что и получил… И дело тут не только в провокаторах, о чем хором твердит временное правительство.
Ажиотаж вокруг событий на юге республики постепенно превращается в самый коварный бытовой национализм везде. Пока одни спасают жителей Оша и Джалал–Абада, пытаются оборонять жилые кварталы, другие резкими высказываниями заставляют чувствовать себя изгоями людей, чьи деды родились в Кыргызстане.
О какой государственности идет речь? Как говорил профессор Преображенский, разруха начинается не в клозетах, а в головах. Некоторым чиновникам на самом деле не мешало бы перечитать Михаила Булгакова. А также другие книжки взять в руки. Знаете ли, литература — это духовное воспитание. Отсутствие такого выливается в то, что мы наблюдаем последнее время.
С увеличением оттока населения появляется возможность править бал не интеллигентам и обладателям нравственных ценностей, а маргиналам, обнажающим свое моральное уродство.
Простите, но раз несколько провокаторов так быстро подожгли полстраны, то слишком хрупким был мир. В период тотального беззакония у разных этносов становится видным гнилое нутро. И действия становятся нормой, формируя у многих людей комплекс национальной неполноценности.
Дина МАСЛОВА, газета «Вечерний Бишкек» (18 июня 2010г.)

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: