Skip to content

Ресурсный национализм в Киргизии:Гость в горле, или Леопольд, давайте жить дружно

02.07.2010

Все политики согласны, что, если народ будет жить в достатке, невозможно станет содержать его в границах его обязанностей. Политики основываются на том, что, имея меньше знаний, чем другие сословия… народ едва ли оставался бы верен порядку… если бы не был сдерживаем нуждою.

Кардинал Ришелье
В периоды общественного стресса национальный вопрос становится лакмусовой бумажкой для определения настроений в обществе. Но не всегда легко уловить, являются ли разговоры на эту тему разжиганием межнациональной розни (ведь есть риск удариться в крайности) или просто высказыванием мнения, за которым нет ничего дурного. Ясно одно: когда тема становится табу, то конфликт зреет в латентной форме. Поэтому такие социальные язвы, как национализм, нельзя маскировать пудрой, их надо лечить. Лечить развитием экономики.

Если в кране нет воды, значит, выпили жиды
Эта дурацкая шутка, как никогда, лучше подходит к сегодняшней ситуации. После моей поездки в Нарын выяснилось, что местные депутаты и общественные деятели крайне озабочены одним вопрос: “Где достать деньги?”. Они убеждены: их регион не развивается, потому что область ободрали как липку “несколько максимовских евреев”. Любые попытки внести каплю здравого смысла, что регион всегда был нищим, особенно после остановки мясоперерабатывающего завода, упираются в ультимативный вопрос: “Ты за них или за нас?”. К счастью, большинству местных жителей, с которыми довелось пообщаться, антисемитизм не присущ. Их больше волнует, за какие заслуги кормят местных депутатов. В общем, бедный богатого никогда не поймет. Это от зависти.
Евреи попадали под раздачу еще с бородатых времен. Однако к любым нападкам по части национальной принадлежности привыкнуть невозможно. Не обошли стороной эту тему и у нас. Еврейский вопрос начали поднимать в малотиражных газетах, как только прослышали, что у Максима Бакиева есть какие–то консультанты с другим разрезом глаз, хотя кошерную пищу те не едят. Накал начал нарастать, когда экс–принца сделали видным государственным деятелем. Не остывает тема и сейчас.
Но не кажется ли вам, что сытый и довольный своим существованием человек вообще о политике думает мало? Если только не хочет баллотироваться во властные структуры. Даже анекдоты ходят про то, как у зажиточного американского фермера спрашивают, кто его президент, а тот и вспомнить не может. У нас же любой разговор про погоду и новинки компьютерных игр скатывается в политические дискуссии. На кухне оппоненты отстаивают свои позиции не хуже, чем сами политики в теледебатах. Ничего в этом хорошего нет. Чем меньше у людей дел, тем более они сплетнеподкованны. Причем все, от кухарки до высокопоставленных чиновников, опускаются до личностей: Бакиев, оказывается, дунганин, а отдельные члены временного правительства сожительствуют с представителями другой национальности. Давно же доказали: когда нечем аргументировать, то спорщики начинают обвинять конкретных людей и рыться в их грязном белье.
Если спроецировать степень развитости стран на возраст человека, то развитые государства окажутся взрослыми и состоявшимися людьми, а мы детьми неразумными. Но можно ли провести среди детей успешную воспитательную работу и превратить наш общий дом в цветущий сад? Можно. Но для этого необходимо детей чем–то занять. Потому что дурь из них прет от безделья. Их энергию нужно канализировать, иначе она будет продолжать работать на разрушение. Но есть ли в доме столько работы, чтобы всех увлечь созиданием?

Хорошо забытое новое
Говорят, не в деньгах счастье. С этим можно поспорить. Можно продолжить, что счастье в их количестве. Но деньги однозначно дарят чувство собственного достоинства. К сожалению, для многих кыргызстанцев это уже забытое или еще неведомое чувство. Можно, конечно, парировать ставшей классической фразой: “Кыргызы маленький, но гордый народ”. Однако речь идет не о национальностях, а о кыргызстанцах — представителях всех этносов, проживающих на одной территории. Так вот. Когда выезжаешь в регионы, становится просто страшно, до какого скотского состояния довели наших граждан за двадцать лет независимости. Еще немного, и можно опять уходить в горы, как в старые кочевые времена, не имея ничего, кроме палки, чтобы погонять овец.
Работы там почти нет, уровень школьного образования и здравоохранения близок к нулю, промышленность не работает, денег тю–тю, урожай продать невозможно, потому что многие культуры очень сильно упали в цене. Раз в год приезжает чиновник в костюме и ударяется в рассуждения про то, как через три месяца мы будем жить лучше, чем в Казахстане. Жители Таласа такие кружевные речи слушали в мае. Сельчане по наивности начинают выплескивать на чиновника свои проблемы, пытаются найти ответ на свой главный вопрос: “Почему мы так плохо живем?”. На это ответить чиновнику нечего, ведь расписываться в собственной профнепригодности никто не хочет.
Но зреет внутри каждого странный вопрос: почему же я живу плохо, а вон те хорошо? Сначала “вон те” — это люди из телевизора. Но до них не добраться, поэтому иногда признаки схожести с людьми с голубого экрана мы находим в своем соседе. И пошло–поехало.
Экономику у нас считают второстепенной областью, предпочитая рассуждать о чем–нибудь высоком: о демократии например. Причем понимают при этом примерно следующее: “Вот в Казахстане и Узбекистане слова лишнего не скажешь, а у нас полная свобода мысле– и словоизъявления”. Можно добавить, что полная свобода, доходящая до анархии. Но, когда людям жрать нечего, какая же это демократия?
Можно вспомнить старые лекции: экономика — это базис, а все остальное — надстройка. Вот только эту простую истину капиталистический и социалистический блоки век назад поняли по–разному. Вот так по–разному мы теперь и живем. Мы же строим надстройку без фундамента.
Накормить людей может только… нет, не государство. Оно само находится на иждивении международных доноров и, представьте себе, бизнеса, который везде и всюду пытаются гнать поганой метлой.

Неизученные и измученные
Это о предпринимателях. В чем разница между развитыми и недоразвитыми странами? В цивилизованных государствах, если вы открыли свое дело, то из вас делают пример для подражания, что в дальнейшем порождает идеологию. Есть даже такое понятие self–made — человек, сделавший себя сам. Любую предпринимательскую жилку активно поддерживают, особенно малый и средний бизнес. А вот олигархов там тоже клеймят на чем свет стоит. В “детских” цивилизациях, как только кто–то стал зарабатывать чуть больше, то тут же у соседей прорывается: “Назад, в стадо!”. Как в анекдоте: “Боженька, хочу, чтобы у соседа корова сдохла. У меня нет, пусть и у него не будет”.
Повторюсь: когда самим плохо живется, то начинаешь в людях, которые, простите за тавтологию, выбились в люди, искать отличия. Уровень образования, целеустремленность, предпринимательская хватка и другие положительные качества в расчет не берутся. Признать за соседом такое — это почти как расписаться в своей ограниченности, лености и тупости. Зато всегда находится что–то такое, что позволило соседу обогатиться. К сожалению, часто это упирается в национальность. Рассказы про еврейскую, корейскую, кыргызскую, уйгурскую мафию, как эпос, передаются из уст в уста. У нас еще разделяют кыргызов и киргизов. Это теперь тоже два социальных класса.
И тут начинается: “Ты не такой, как мы, бедные, и не с таким же цветом кожи, так что пошел на все четыре стороны”. Почему–то в бизнесменах как раз и находят таких белых ворон. То–то, я смотрю, альбиносов у нас мало. С одной стороны, к предпринимателям мы хорошо относимся и говорим (но только говорим), что государство не должно вмешиваться в бизнес. С другой стороны, с завистью смотрим, как у владельца торговой точки или производственного предприятия машины меняются ежегодно, и одна лучше другой. “Это где же он нахапал, бандит!” — раздается со всех сторон, в том числе в проверяющих органах. Там тоже простить не могут, что фискалы и силовики сидят на низкой зарплате, а тут какой–то чувак нашелся, который в бутиках одевается. Назад, в стадо!
Несмотря на пространные заявления о либерализации условий для ведения бизнеса и оптимизации всяких процедур, государство бизнес тоже не любит, но это уже совсем другая история.

В тесноте и в обиде
Слова Ришелье вынесены в эпиграф еще и потому, что прав был французский кардинал относительно манипуляции мнением политиками. Поэтому высокопоставленным чиновникам и лидерам стоит учитывать: их слова связывают с государственной политикой. И нужно быть предельно аккуратными, когда говорят о таких понятиях, как народ, нация, этнос, кыргызы. Потому любая неосознанно высказанная фраза становится ударом по репутации власти. Однако этой темой наделенные властью люди умело, а чаще неумело манипулируют. Потому что политикам важны не человеческие отношения, а позиция электората. Но ведь отношения ни в коем случае не должны определяться национальной принадлежностью.
Даже во время встреч членов временного правительства с населением регионов некоторые представители того самого электората выкрикивают фразы, которые иначе как шовинистическими не назовешь. Однако вместо того, чтобы поставить на место этих людей, чиновники даже не пытаются их одернуть. Но если мы говорим, что тот или иной этнос — враги, то мы никогда не построим государство. Да и не будем просто нормальными людьми.
К сожалению, все чаще становится заметным, что политическая составляющая превалирует над личностной. А когда палец даешь, потом руку откусят. Поэтому тема сверхособенности одного этноса начинает культивироваться. Во все времена межэтнические распри существовали, и содержание у них одно. Всегда тема национализма была самой выигрышной и эффективной для власти. Потому что она затрагивает самые глубокие струнки человеческих душ. Потому что ее воспринимаешь на уровне национальной самоидентификации.
В разных странах межэтнические конфликты принимали самые разные формы. Но у нас случилось их самое худшее и кровавое проявление, когда свои позиции обозначил целый социальный класс, который ранее сидел без стабильной работы, качественного образования, нормального воспитания. Но и здесь политики, опираясь на национальную идентичность, манипулируют этими людьми. И хоть бы кто–то им сказал, что только работающий человек может в полной мере осознать себя человеком.
При этом нынешняя власть повторяет ошибки прежних правителей, баррикадируя проблему национализма декларациями о мире и братстве. Направлять людскую энергию на интеграцию надо, но не ретушированием, а лечением. Есть мировой опыт урегулирования межэтнических конфликтов. И многие явления, назревающие в обществе, властям надо предвидеть, ведь они высоко сидят и, по идее, должны далеко глядеть. На деле же получается, что все бьют себя в грудь и говорят про единство, а делают так, что порой противоречия только обостряются.
Еще свежи в памяти события на Кавказе и в Косово. А чего стоят эти русофобские настроения в Прибалтике… Накал страстей там спал за счет увеличения благосостояния всех граждан страны. Если периодически русские, проживающие в Латвии, Литве или Эстонии, говорят об ущемлении их прав, то назад в сибирскую глубинку все равно возвращаться не хотят. Потому что зарабатывают так, чтобы не влачить полуживотное существование.
Конечно, за два–три месяца нельзя взять все проблемы под контроль, не стоит требовать неисполнимого. Но национальный вопрос сейчас остается самым проблемным. И если им активно не заниматься, то будет уже не важно, президентская или парламентская в Кыргызстане форма правления. И уж тем более нельзя поощрять национализм, какой бы этнос его ни проявлял. История тысячелетий показывает, что это путь в никуда. Уверена, что Кыргызстан здесь не исключение.

Дина МАСЛОВА, газета «Вечерний Бишкек» (2 июля 2010г)

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: