Skip to content

Народ выбирает иррацио

19.07.2010

Сто пять лет назад родился французский философ, писатель и общественный деятель Жан–
Поль Сартр — яркий представитель философского течения экзистенциализма (от латинского exsistentia — существование). Философию в газетах разводят редко, но некоторые тезисы из произведений Сартра об иррациональной реакции на рационализм всплыли в памяти после серии абсурдных заявлений политиков.
Когда слышишь критику и ругательства в адрес государства и наших правителей, соседей, “говорящих голов” из телевизора, то невольно задаешься вопросом: а что ты предпринял, чтобы сделать свою жизнь лучше? На эту тему можно рассуждать бесконечно и услышать палитру мнений в зависимости от умственной ущербности или развитости собеседника.
Предложенный Карлом Ясперсом 70 лет назад термин “экзистенциальная философия” так и не нашел отражения в нашей современной действительности. Порой кажется, что он присущ другим обществам, исповедующим принципы индивидуализма. А у нас после многократной ломки общества мы так и не можем найти свое лицо. По крайней мере после событий, продолжающихся последние три месяца, не хочется верить, что лицо нашего общества настолько уродливо. Лучше предположить, что у нас издержки роста и общество находится в мучительном поиске себя.
Ведь чтобы осознать свою сущность, человек должен оказаться в пограничной ситуации, когда мир становится интимно близким. Наше поведение в таких экстремальных ситуациях чрезвычайно значимо как для познания самого себя, так и для определения развития общества в целом.
“Мне кажется, что у каждого есть свое отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим”, — писал Сартр. Да, и это отчаяние принимает отчаянные формы, когда мы находимся в стрессовой ситуации. Одни зажимаются в угол, другие проявляют агрессию, у третьих появляются королевские замашки со всеми вытекающими отсюда капризами, четвертые становятся рвачами, жаждущими наживы. А с виду и не скажешь: вроде речи толкает интеллигентный человек, а на самом деле рейдер во плоти.
Мы чуть ли не с большой буквы называем людей личностью. Вот возомнили! Первоначально человек–то ничего собой не представляет. Человеком он становится впоследствии, причем таким, каким сделает себя сам. Тем и отличается homo sapiens от представителей флоры и фауны, что лепит свою жизнь. Это фермер может решать, какие удобрения хороши для картошки, но никто не может указывать другому, что для того благо. Может быть, жизнь до того, как мы ее проживем, ничто, но от нас зависит, какой смысл ей придать.
Тем не менее нам почему–то постоянно хотят привить одну общую идеологию, угодную паре–тройке людей. Отчасти это даже верно: когда человек, обладающий узким сознанием и заскорузлым мышлением, начинает потворствовать своим страстям и ценностям, то такого монстра лучше посадить под колпак государственной идеологии, чтобы не выпендривался. Но ведь не все у нас страдают стадным вирусом.
Но зачем тогда существовать, если не можешь сам определить для себя смысл жизни, заняться философским self–made? Как писал все тот же Сартр: “У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее как может”.

Дина МАСЛОВА, газета «Вечерний Бишкек» (16 июля 2010г.)

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: