Skip to content

ОШновной закон национальной мозаики

19.07.2010

Кто такие кыргызстанцы? Это я, ты, он, она. Все те, кто имеет гражданство КР.


Терпим нетерпимость

Нетерпимость к религии, национальности, политической партии и ценностям других людей можно больше расценивать как наличие архаичного сознания. Нетерпимость — характерная особенность многих йододефицитных людей, чье сознание с философской точки зрения принципиально тоталитарно, а его носители всегда стремятся запретить другим то, что не нравится лично им. Основание для запрета лежит не в плоскости здравого смысла и логики, а в таких понятиях, как традиция, обычай, канон, норматив, догмат, мораль. При этом словесные оболочки для запрета бывают разные: “Что люди–то скажут, позор–то какой!”, “Это грех!”, “Подумайте о детях!”, “Никто так не делает!”, “Это аморально!”.
Российский публицист Александр Никонов характеризует нетерпимость как “яркий признак интеллектуальной недоразвитости”. Можно, конечно, не быть столь категоричным. Но обладатели узкого сознания и мировоззрения на самом деле имеют общие признаки. Обычно к ним относятся агрессивность, отсутствие чувства юмора, обидчивость, стадность. Все они в совокупности или каждый в отдельности — веское свидетельство близости человека к нашим животным предкам. И что самое ужасное, их это совершенно не смущает. Морально ущербные считают такой взрывоопасный набор качеств чуть ли не национальной особенностью (в чем глубоко заблуждаются) и даже гордятся радикальными взглядами. Зато такой термоядерный характер целого людского класса причиняет неудобства более сознательным и интеллектуально развитым людям, к каким бы те конфессиям, национальностям и прочим социальным группам ни относились.
Ну а каковы же характерные черты людей более развитых? Их легко вывести от обратного. Толерантность, то есть терпимость к иному мнению. Развитая самоирония, чувство юмора и готовность посмеяться, в том числе и над собой. Отсутствие авторитетов по жизни, малая задеваемость. Такого человека трудно обидеть или вывести из себя просто потому, что он не позволяет манипулировать собой тем, кто желает простым набором слов–отмычек разомкнуть его эмоциональную сферу и вызвать негативные эмоции.
Умный человек понимает, что правды столько, сколько мнений. Поэтому если ему лично не нравится, скажем, коррида, он просто не покупает на нее билет. А не бегает, как дурак, по улицам с плакатами против корриды. С Кыргызстаном можно подобных аналогий не проводить, так как здесь их слишком много. И, как выяснилось, многие в таких примерах находят самих себя и страшно негодуют (интересно, о чем говорит такая нетерпимость?), беспокоя тем самым стражей правопорядка. А те в свою очередь беспокоят, как они выражаются, всяких писак.
Однако в любом случае спорить с фанатиками себе дороже. Это тяжелые невротики. Кстати, первейший признак невротика или человека, обладающего каким–то глубоким комплексом, в том, что он всегда срывается на крик, гнев и оскорбления конкретных личностей, когда обнаруживает невозможность логически обосновать правильность своей позиции. Он крайне обидчив и раздражителен. Как заметил про таких особей тот же публицист Никонов, они “психологически травмированные люди”.
Вооружены и очень опасны
Все описанные выше характеристики проявились во всем своем многообразии после апрельских событий в Маевке, а далее на юге страны. Даже если международный суд (пойдут ли на него новые власти?) докажет, что жуткие провокации имели место быть, то слишком хрупок был мир, в котором мы жили. О зверствах с двух сторон теперь знает весь мир, а наши соотечественники могут смотреть на видео, купленном за 40 сомов, факты вопиющей жестокости.
На самом деле только психологически травмированный человек может пойти на изуверства, о которых теперь рассказывают очевидцы. Оба этноса обижены друг на друга, кто–то ненавидит каждой клеткой своего тела представителя другой национальности, кто–то из кыргызов до сих пор завидует, что узбеки более богатые, кто–то из узбеков не может простить, что кыргызы используют административный ресурс для дискриминации. Что тут скажешь? Да, люди рождаются свободными и юридически равными. Потом в результате социальной обработки из них получаются совершенно разные изделия.
Однако вместо того, чтобы делиться на своих и чужих, надо осознавать: другой земли на этой планете нам никто не даст. Как, например, израильтянам и палестинцам. Поэтому учиться сосуществовать надо на той территории, которая обозначена государственными границами. За примерами далеко ходить не надо, чтобы понять: не только граждане должны проявить самосознание, но и государство обязано с помощью кнута и пряника воспитывать тех, кто заражен вирусом нетерпимости.
Попробуйте сказать слово “негр” в развитых странах. В Европе вы отделаетесь штрафом, а в ЮАР, где до 1994 года страной правили белые, сядете в тюрьму. У нас же политики, финансирующие подконтрольную им прессу, на все лады склоняют все нации, кроме кыргызской, вызывая у людей с более развитым сознанием брезгливость и отторжение. Только при экс–президенте эти СМИ были оппозиционными, сейчас же вздохнули полной грудью. Но факт остается фактом: с ними стражи национальной безопасности и так называемые идеологи страны раньше работали не теми методами и давили не за разжигание межнациональной розни, а за сплетни и гадости в адрес Семьи и ее приближенных.

Это отрезок общей истории
Интересен опыт Казахстана.
Полиэтнический состав населения этой республики формировался, как и у нас, не на основе естественно сложившихся этносов, а в результате произвольного и даже насильственного переселения народов в степь.
Как пишут историки, в середине XIX века современный Казахстан был населен преимущественно казахами, но с последней трети столетия и в начале XX века сюда стали стекаться большие массы крестьян славянского происхождения из центральных регионов России. На это повлияла переселенческая политика российского министра Столыпина. Во время коллективизации из центральных районов СССР в Казахстан были сосланы 250 тысяч крестьян. В годы сталинских репрессий туда были депортированы 1,5 миллиона человек. Во время Второй мировой войны в Казахстан были эвакуированы тысячи семей из России, Украины, Белоруссии. Многие из них обрели здесь свою вторую родину. Но самый мощный миграционный поток хлынул в Казахстан в середине 1950–х годов, когда началось освоение целинных и залежных земель. В итоге только с начала прошлого века не по своей воле в Казахстане были переселены 5 миллионов 600 тысяч человек. У нас ситуация примерно такая же, только цифры поменьше. И это веха истории, которую нужно понять и принять. Такое наследие определяет в более развитых странах корни единства. В нашем случае, к сожалению, дезинтеграции.
Нравится ли это кому–то или нет, но председателем Ассамблеи народов Казахстана является сам президент Нурсултан Назарбаев. По мнению представителей ассамблеи, это символизирует то, что глава государства берет под свою опеку все нации, проживающие на территории Казахстана. Таким образом, в соседней стране посчитали необходимым взять этнический вопрос под государственный контроль. Ведь там также неоднократно были вспышки национальной нетерпимости. Непосредственный исполнитель, ведь лидер нации туда на работу не ходит, наделен большими полномочиями. Он может писать письма в министерства и местные органы власти, если углядит какую–то дискриминацию по этническому признаку. Разумеется, казахская диаспора также входит в этот институт. Ассамблея там производит общественно–политическую экспертизу законопроектов, затрагивающих сферу межэтнических отношений. Она вообще активно участвует в реализации государственной национальной политики, но не является беззубым органом, больше похожим на ансамбль песни и пляски.
Еще одним основополагающим принципом в налаживании межэтнических отношений, помимо активного госучастия, можно назвать понятие казахстанской нации. В представленной общественности доктрине национального единства Назарбаев отмечает, что необходимо “всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций казахстанского народа”, а также “предупреждение действий, выступлений и высказываний, способных дискредитировать Республику Казахстан”. Те, кто жил, вел бизнес и просто подолгу бывал в соседней стране, наверняка почувствовали некоторые отличия в этническом вопросе. Суть в том, что там люди более терпимые. Если же казах заводит речь о титульной нации и нацменьшинствах, то в крупных городах сразу понимают, что разговаривают с человеком из далекого аула.
Стратегический в этническом вопросе документ акцентирует внимание на развитие общеказахстанского государственного самосознания и менталитета. Кроме того, там ежегодно 1 мая празднуется День единства народа Казахстана. Несмотря на то, что у нас тоже любят с высоких трибун толковать про какое–то единство, то теперь понятно, что это пустой звук.
Как заметил член совета Ассамблеи народов Казахстана Георгий Иорданиди, “мононациональность государства не может служить гарантией его беспроблемного существования”.

Языкастая проблема
Кыргызский и русский языки давно почему–то враждуют в нашей стране. Люди, называющие себя патриотами, твердят, как попугаи, про то, что в Узбекистане всех заставили на узбекском говорить. Мы, кыргызы, мол, самые толерантные. У нас даже два премьер–министра были русские. А вот еще бредовый пример: видите ли, представители других наций просто не хотят учить кыргызский. Аргументы в защиту госязыка приводятся такие, что, наоборот, вызывают только отторжение. Но ведь кыргызский язык на самом деле является одним из важных элементов, подчеркиваю, кыргызстанской нации. Вот только когда эти патриоты тыкают остальных носом, что кто–то не говорит на госязыке, то им хочется сказать следующее.
Если уж вы такие патриоты, то почему бы не обеспечить нормальное изучение родного языка? С современными и просто соответствующими учебниками, методиками, учителями, центрами обучения. Поверьте, выпускники школ и вузов не потому лучше говорят на английском и французском, что эти языки больше пригодятся. У нас вся страна за рубеж не выедет. А потому, что кыргызскому языку не учат по современным методикам, даже если платишь репетитору. Необходимо создать условия, чтобы все овладели постепенно кыргызским языком.
Вернемся к опыту соседнего Казахстана.
Там везде подчеркивается, что развитие государственного языка не должно вести к дискриминации из–за того, что кто–то им пока не владеет. Ошибочно противопоставлять казахский язык русскому. “Русский язык был и останется неотъемлемой частью богатства нашей культуры, языком познания огромного пласта мировых знаний, языком межнационального общения. Скажите, на каком языке сегодня все этносы Казахстана говорят между собой? На русском”, — отметил в одном из своих выступлений Назарбаев.
Поэтому вызывает вопрос: к кому обращалась Роза Отунбаева в своей инаугурационной речи.

Центробежные силы кыргызской государственности
Что такое национальное единство? Это значит быть сообществом сплоченных этнических, религиозных и других социокультурных групп, живущих на территории страны. Например, в США живут сотни этносов, но все они американцы. В современном мире национальное единство определяется такими условиями, как совместное созидание общего государства. Разве это у нас присутствует? Мы сами своими же руками разрушаем свою родину, мифическим третьим силам нас даже подстегивать не надо. Единство народа держится на общей истории, и из ее драматических страниц важно извлекать необходимые уроки. Нельзя делать кому–то плохо, просто потому что нам тоже когда–то делали плохо.
Прежде всего необходимо развивать гражданскую идентичность, толерантность в кыргызском обществе через систему образования и воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в СМИ, повышение правовой культуры кыргызстанцев. Корректное освещение межэтнических и межконфессиональных отношений в СМИ — один из самых актуальных на сегодня вопросов. В Казахстане и многих других странах мира действуют этические кодексы, где прописано освещения в СМИ межэтнической тематики. У нас же этим вопросом никто не заморачивается. Даже силовые структуры, призванные следить за общественным порядком и нацбезопасностью, не могут отделить зерна от плевел и по критериям определить, имеет ли место разжигание межнациональной розни.
А еще важно задуматься над тем, какая в Кыргызстане элита, поскольку все упирается в тех, кто определяет правила игры. Какие ценности исповедует отечественная элита, что она несет? А ей же следует разделять понятие национализм на две составляющие: национализм гражданский и патриотизм этнический. Первый вариант является здоровым. Второй ведет к нетерпимости.

Дина МАСЛОВА, газета «Вечерний Бишкек» (9 июля 2010г.)

Реклама
One Comment
  1. нет никаких националистических высказываний в отношении крыгызов. почему же нацкомиссия пишет про это?

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: