Skip to content

Минфинное поле. Прогноз дефицита бюджета — 28,1 миллиарда сомов

13.08.2010

Пополнение доходной части бюджета при необходимости финансирования восстановительных работ на юге и падении деловой активности — тема № 1 в правительстве и обществе. О том, как образовалась такая “дыра” и как ее залатать, в интервью “Вечерке” рассказывает заместитель министра финансов Самат КЫЛЖЫЕВ.

Горе без бабла

— Как образовался такой огромный бюджетный дефицит и за счет чего планируется его покрыть?
— В утвержденном в прошлом году бюджете на 2010 год дефицит составлял 13,6 миллиарда сомов. В результате апрельских и июньских событий экономическая активность пошла на спад, что, соответственно, вызвало выпадение запланированных ранее доходов бюджета на сумму более 2,7 миллиарда сомов. Одновременно возникла необходимость срочного финансирования не предусмотренных в бюджете расходов, таких, как социальные выплаты пострадавшим и семьям погибших, расходы на проведение референдума, дополнительные расходы на медиков и силовые структуры в связи с июньскими событиями, ликвидация последствий стихийных бедствий, поддержка местных бюджетов по погашению коммунальных услуг в условиях выпадения их доходов, погашение задолженностей по ранее принятым обязательствам, и так далее.
Кроме того, был принят ряд нормативных актов, увеличивающих расходы бюджета, в частности повышение зарплаты сотрудников силового блока. Также при корректировке бюджета необходимо было учесть потребности на восстановительные работы Госдирекции по восстановлению городов Ош и Джалал–Абад и возникающие риски дополнительных расходов в связи с проблемами в банковской системе.
В результате при корректировке бюджета дефицит достиг 28,1 миллиарда сомов. Из этой суммы на 13 миллиардов у нас имеются внутренние и внешние источники для покрытия дефицита. К внешним относятся кредиты на реализацию программы госинвестиций (ПГИ), внутренним — остатки российского кредита, за счет которого, кстати, и был образован резервный фонд временного правительства. Если помните, то 100 миллионов долларов из средств российского кредита было еще в прошлом году выделено на строительство Камбар–Атинской ГЭС–2, эти средства уже были использованы. Еще 100 миллионов планируется выделить на восстановление пострадавших населенных пунктов юга страны, оставшаяся часть запланирована на покрытие текущего дефицита бюджета.
Непокрытая часть бюджетного дефицита в сумме 15,3 миллиарда сомов была предметом обсуждений на донорской конференции, состоявшейся 27 июля. На ней было сказано о выделении международным сообществом 1,1 миллиарда долларов. Из них примерно треть будет предоставлена донорами по своим каналам напрямую, минуя бюджет, через проекты и НПО. Из оставшейся части определенные средства были уже запланированы в бюджете развития на реализацию проектов ПГИ, которые нельзя направлять на другие цели. На сегодняшний день только лишь 128 миллионов долларов были озвучены в качестве бюджетной поддержки со стороны Международного валютного фонда, Всемирного банка, Азиатского банка развития, Турции и России. Для покрытия недостающих потребностей в финансировании дефицита бюджета в настоящее время проводятся переговоры на получение средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Доноры, базируясь на прошлом опыте, стараются сами управлять предоставленными средствами, но мы сейчас ведем интенсивные переговоры по увеличению доли этих средств на поддержку бюджета и даем заверения решить те задачи, которые ставятся перед Кыргызской Республикой. Конкретные условия предоставления этих средств будут прорабатываться в процессе подготовки соответствующих соглашений. По практике прошлых лет можно предположить, что МВФ будет требовать улучшения финансовой дисциплины, сокращения дефицита бюджета, то есть политики затягивания поясов. Всемирный банк и Азиатский банк развития обычно программы основывают на проведении реформ в каких–то сферах.

Прогноз по году

— Кыргызстан провалился в кризис. Сколько средств бюджет недосчитается за счет налогов?
— В этом году мы ожидаем выпадение налоговых доходов (по линии как налоговой, так и таможенной служб) на сумму 3,5 миллиарда сомов. По нашим расчетам, Государственная налоговая служба соберет в бюджет налогов на 2,5 миллиарда сомов меньше, чем прогнозировалось первоначально. При этом без учета проекта “Кумтор” выпадение налоговых поступлений составит 3,2 миллиарда. А по “Кумтору”, наоборот, ожидается увеличение поступлений на 637 миллионов.
Основных причин выпадения налоговых доходов три. Во–первых, примерно 726 миллионов сомов мы потеряем от отмены повышения тарифов на электроэнергию и теплоэнергию, освобождения от НДС поставок коммунальных услуг и освобождения от налога с продаж за реализацию электроэнергии, теплоэнергии и природного газа. Во–вторых, не стоит забывать о ВВП: раньше он планировался на уровне 5,5 процента, сейчас же прогнозируется падение на 5,4 процента. Из–за снижения экономических показателей выпадение налогов составит примерно 2 миллиарда сомов. В–третьих, вышел декрет временного правительства, освобождающий от уплаты налогов города Ош и Джалал–Абад. Вследствие этого решения потери бюджета составят около 477 миллионов сомов.
Если говорить о видах налогов, то в бюджет поступит меньше налога с продаж на 1,4 миллиарда, НДС — на 800 миллионов, налогов на основе патента — на 400 миллионов.

— А в Государственной таможенной службе дела обстоят лучше?
— По линии таможни выпадение планируется также очень существенное — на уровне миллиарда сомов. Это связано с закрытием границ, событиями на юге страны, введением экспортной таможенной пошлины Россией на ГСМ, ввозимые в Кыргызстан, а также новыми правилами, введенными участниками Таможенного союза.
Стоит отметить, что снижение в стоимостном выражении, по итогам первого полугодия, на 14 процентов меньше, чем за аналогичный период 2009 года, а в физическом еще больше. По итогам 7 месяцев, выпадение доходов таможенной службы — 800 миллионов сомов.

Не в коня корм

— В проекте бюджета на 2010 год, который был принят еще прежней властью, огромная сумма закладывалась на так называемый бюджет развития. Что сейчас с этой суммой?
— При утверждении бюджета 2010 года был запланирован дефицит в сумме 13,6 миллиарда сомов. Но должен сказать, что на сегодняшний день ни цента от запланированных внешних источников мы не получили. Это связано с тем, что в прошлом году не выполнили условий МВФ и вышли из программы, что автоматически привело к непоступлению средств Всемирного банка и Азиатского банка развития.
Вместе с этим при нынешней корректировке в целом бюджет развития увеличивается по сравнению с утвержденным в прошлом году уровнем в 17,6 миллиарда сомов и составляет в настоящее время 20,7 миллиарда. Бюджет развития является частью госбюджета. Его средства имеют целевой характер и направляются на реализацию различных инвестиционных проектов. Бюджет развития финансируется из внешних и внутренних источников. Внешние источники предоставляются донорами в качестве грантов и кредитов на реализацию проектов в рамках программы госинвестиций, большей частью в сфере инфраструктуры (дороги, ирригация, энергетика и т.д.). По причине корректировок плана реализации некоторых проектов ПГИ внешняя часть бюджета развития сокращается на 1,1 миллиарда сомов.
За счет внутренних источников осуществляется софинансирование проектов ПГИ и реализуются проекты по линии капитальных вложений и стимулирующих долевых грантов: строительство школ, больниц, дорог, водохозяйственных объектов, проекты в сфере энергетики, софинансирование проектов в регионах, имеющих собственные вложения в проекты, и так далее. Данные статьи остаются практически на том же уровне, за исключением строительства Камбар–Атинской ГЭС–2, расходы на которую увеличиваются.
Существенное влияние на рост бюджета развития оказало включение в его состав планируемых капитальных затрат на восстановление городов Ош и Джалал–Абад в сумме 4,6 миллиарда сомов. Я об этих деньгах говорил вначале: это как раз те 100 миллионов долларов из средств российского кредита.

ВВП: везде внутренние проблемы

— Какие внутренние резервы планирует задействовать правительство для покрытия дефицита?
— Общая экономическая конъюнктура от нас не зависит. Вспомните негативное влияние мирового финансового кризиса, в который мы были вовлечены как страна с маленькой экономикой. А внутренние резервы полностью зависят от восстановления экономической активности в стране. Это непростая задача — вывести экономику на траекторию устойчивого развития после событий в апреле и июне. Важную роль в этом должна сыграть стабилизация бюджета. Конечно, у нас стоит задача по сокращению дефицита: в 2011 году планируется сократить дефицит бюджета до 8 процентов от ВВП, в 2012–м — до 4, а в 2013–м довести до безопасного уровня в 3 процента к ВВП. Без сокращения дефицита бюджета мы не можем рассчитывать на устойчивость госфинансов в среднесрочной перспективе. Для этого нужно провести меры по оптимизации расходов бюджета.

— Тем не менее бесконечно жить за счет внешних вливаний и зависеть от них в той степени, как это сейчас происходит, нельзя. Наверное, правительству надо озаботиться созданием благоприятного инвестиционного климата?
— Разогрев экономики — очень тяжелое дело. У нас небольшие масштабы рынка, мы подвержены колебаниям обменных курсов, внешних торговых режимов. Даже когда Китай отмечает праздники и закрывает на время границу, это сказывается на экономической активности. В целом инвестклимат у нас довольно благоприятный по региону. Первая проблема — чувство безопасности и сохранность собственности. Вторая — разрешительные барьеры. Налоговый режим бизнесменов волнует в меньшей степени. Не думаю, что Кыргызстан в краткосрочной перспективе может сделать существенный рывок в развитии без создания необходимых условий.

  • фонду — нет, банку — да

    — Те наработки в сфере экономики, которые были разработаны прежним режимом, перечеркнуты и преданы забвению? Или что–то все–таки было придумано хорошее, что можно применить на практике?
    — Думаю, что создание институтов развития было хорошей идеей. Когда рынок не может саморегулироваться, государство должно вступать в активную фазу действий. Напрямую финансировать деятельность хозяйствующих субъектов накладно для бюджета и не всегда эффективно. А вот косвенные инструменты — как софинансирование, меры по обеспечению доступности кредитных ресурсов, государственно–частное партнерство — являются результативными. Финансирование через традиционные государственные институты и частные банки со стороны государства также показало свою неэффективность. У государственных структур слабый потенциал в части экспертизы и анализа проектов, чтобы оценивать их эффективность.

    — Звучало заявление о создании Банка развития взамен Фонда развития. Какие есть подвижки?
    — Если помните, указ о создании Фонда развития бывший президент подписал еще летом 2007 года. Он заработал два года спустя, когда в фонде появились деньги. То же можно сказать о создании Банка развития. Для его запуска и капитализации нужно около 200 миллионов долларов. Думаю, запуск Банка развития реален только в среднесрочном периоде и то при возможностях привлечения длинных и дешевых ресурсов. Но данный институт нам очень необходим, для оценки жизнеспособности проектов и повышения эффективности государственных инвестиций, реализации общественно полезных проектов (энергоэффективность, альтернативные источники энергии, создание точек роста и тому подобное).

  • деньги есть, но их как бы нет

    — Начиная с апреля многие страны и международные доноры, а также местные организации заявляли о предоставлении гумпомощи, выделении грантов и кредитов. Если сложить, то получается внушительная сумма. Она учитывается в госбюджете?
    — Надо рассматривать каждый отдельный случай. Например, Турция заявила о выделении 21 миллиона долларов по итогам визита Алмазбека Атамбаева. Из этой суммы 10 миллионов предоставляется на бюджетную поддержку, остальные Турция намерена предоставлять напрямую через соответствующие организации, например TICA. В настоящее время поступил грант России в размере 20 миллионов долларов, который полностью предназначен для поддержки бюджета. А вот объявленная помощь со стороны ПРООН будет направляться напрямую в виде гумпомощи и финансирования проектов НПО, минуя бюджет.

  • шагреневая кожа

    — За счет ликвидации ряда госструктур — ЦАРИИ, секретариата президента — планировалось сэкономить часть бюджетных средств. Однако было создано новое Министерство по делам молодежи, произошли другие изменения в структуре госуправления. Сколько в итоге денег удалось сохранить в бюджете?
    — Общая расчетная экономия от упразднения ведомств составляла примерно 200 миллионов сомов, но фактически сэкономили намного меньше. Так как надо было выплатить выходные пособия бывшим сотрудникам, оплатить долги перед поставщиками в процессе ликвидационных процедур. Но в целом мы собираемся сократить бюджетные расходы на 1,9 миллиарда сомов, из них примерно на 490 миллионов уменьшатся траты на бюджетные организации. Оставшаяся часть будет сокращена по капитальным расходам из внешних источников по причине откладывания сроков реализации проектов ПГИ.

Дина МАСЛОВА, газета «Вечерний Бишкек» (10 августа 2010г.)

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: