Skip to content

Табачья жизнь. Как налоговики хотели росчерком пера сократить на треть производство сигарет

30.08.2010

Налоговики, разместив на своем официальном сайте проект декрета об изменении ставок акцизного налога на табачные изделия, фактически предложили на 30 процентов сократить отечественное производство сигарет. Правда, чуть позже свою затею они отложили до формирования парламента, а электронный вариант документа спешно убрали с сайта после просьбы об интервью нашей газете. Вот так совпадение! То есть от идеи изменения системы налогообложения на “соски” для курильщиков никто не отказывается, хотя похожий законопроект в прошлом году уже пытались пролоббировать импортеры табачных изделий. Тогда правительство решило, что их предложение может убить табачную отрасль страны, и документ забраковало.

Игроки за дымовой завесой
Табачный рынок Кыргызстана чем–то напоминает сахарный: туча нищих сельхозпроизводителей, один работающий завод и несколько крупных импортеров готовой продукции. Если сахар выращивают на севере республики, то несколько районов юга, например Ноокатский, живут в основном за счет табака. Объединяет их сильная зависимость от госрегулирования, отличает — наличие перерабатывающих табак цехов и заводиков, а также госпредприятия “Кыргызтамекиси”. Несмотря на жалобы крестьян по поводу того, что выдвигаемые заводом–монополистом условия дискриминационны, жить без него фермеры не могут. Рассматривая мультипликативный эффект от табачной отрасли, получается, что за счет нее живет несколько десятков тысяч кыргызстанцев и их семей. И они очень чувствительны к любым изменениям законодательства.
В “Кыргызтамекиси” рассказали об основных игроках рынка. Производитель в лице “Реемтсмы–
Кыргызстан” контролирует 70 процентов. Оставшиеся 30 поделены между несколькими крупными импортерами. В основном фабрика специализируется на выпуске более доступных сигарет, импортеры — на ввозе более дорогих. Если в столице курильщики предпочитают сигареты подороже и “Полетом” особо не балуются, то регионы покупают то, на что хватает денег. Табачный рынок вообще очень рентабельный бизнес, ведь его игроки дергают потребителя за самые чувствительные струнки души — человеческие вредные привычки. Но речь сегодня не о здоровье, а о бизнесе.

Вводные процедуры
В течение 2009–2010 годов несколько бывших депутатов фракции “Ак Жол” неприкрыто лоббировали законопроект, согласно которому акцизный налог на табачные изделия пытались унифицировать “в целях упрощения администрирования”. Понятно, что кое–кому лень тыкать пальцем в калькулятор при расчете налоговых сборов. Но за идеей, которую проталкивали через несколько парламентариев, скрывались вполне практичные цели. Депутаты, которых обычно науськивают “серые кардиналы”, предложили хитрую вещь: повысить низкие ставки налога и понизить высокие. Казалось бы, ничего особенного. Тем более нардепы тогда заявляли, что их инициатива позволит увеличить поступления в бюджет и почему–то стимулировать предпринимательскую деятельность. Расчеты были, конечно, писаны вилами по воде.
Но на практике получалось, что продукция местного производителя выросла бы в цене. А с импортной продукции акцизный налог понизился. При этом не факт, что продавцы снизили цены на завозимые в Кыргызстан сигареты, хотя маржа бизнесменов повысилась бы в разы. По крайней мере, так считают специалисты отрасли. Кроме того, табачный рынок отличается тем, что он поделен между несколькими игроками, поэтому войти в него весьма затруднительно, какие бы налоговые ставки не были установлены. Так что идее о развитии конкуренции, скорее всего, все равно не суждено было бы сбыться.
Инициативу ушлых акжоловцев, когда импортеры уже потирали руки, зарубили в начале 2010 года. Но власть в стране поменялась, поэтому идея передела табачного рынка всплыла и не тонет. На официальном сайте Государственной налоговой службы недавно появился проект декрета временного правительства “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики”. В преамбуле говорится, что изменения в НК “учитывают обращения налогоплательщиков в отношении ставок акцизного налога на табачные изделия”. Это ж какие там важные налогоплательщики, что целая служба встала на их сторону!
Второй забег устроили не случайно: в период аморфного госуправления можно без привычной чиновничьей бюрократии, где отфильтровываются многие идеи, положить на стол президенту документ. К декретопроекту были приложены справка–обоснование и анализ регуляторного воздействия. Написано в двух документах фактически одно и то же. И возникает масса вопросов относительно того, как разработчики пришли к изложенным выводам, о чем “Вечерка” и отправляла соответствующий запрос. Причем тезисы приведены такие же, как и у депутатов бывшего состава Жогорку Кенеша.

Попытка не пытка
С 2004 года существует пять категорий расчета прогрессивного акцизного налога на табачные изделия для сигарет без фильтра, для четырех видов с фильтром. Налоговая база — 1000 штук, ставки акциза варьируются от 13 до 297 сомов. Здесь учитывается стоимость сигарет: чем дешевле курево, тем меньше налог. В проекте декрета предлагалось упразднить прогрессивную систему акцизного налогообложения и внедрить единые ставки на все виды сигарет без учета их стоимости. То есть для сигарет без фильтра повысить акцизный налог до 18 сомов с тысячи штук, а на все виды сигарет с фильтром установить ставку в 190 сомов.
В результате получается, что производить сигареты без фильтра становится невыгодно, так как стоимость пачки увеличится в полтора раза, а покупательная способность потребителей в такой же прогрессии не растет. Кстати, именно местный табак закупается для изготовления доступных сигарет. Велика вероятность, что стоимость импортируемой продукции снизится немного только для вида, зато несколько бизнесменов вмиг многократно разбогатеют, хотя они и сейчас совсем не бедные. То есть в документе речь идет не об увеличении производства или потреблении сигарет, а лишь о перераспределении доходов участников рынка табачной продукции. Если бы сельхозпроизводители узнали по Интернету о такой инициативе и раскусили суть изменений в Налоговый кодекс, то уже выстроились бы с плакатами у здания парламента.
Обсуждение проекта декрета отложили до парламентских выборов и последующего формирования кабинета министров. Хотя еще год назад о негативных последствиях изменения системы обложения акцизным налогом предупреждало Министерство экономического регулирования в письме в аппарат правительства. В нем говорилось о том, что подобные меры приведут к повышению розничных цен на все виды сигарет, сильной зависимости от импорта и даже к развалу отечественного табачного производства, что, в свою очередь, станет причиной потери десятков тысяч рабочих мест на юге страны. Несмотря на давление акжоловских депутатов, Минсельхоз, Минюст, Государственная таможенная служба, Государственная служба финансовой полиции отметили нецелесообразность принятия законопроекта. После чего он был отвергнут правительством в январе 2010 года. К сожалению, из–за отсутствия преемственности решений после смены власти одни и те же законопроекты у нас всплывают с каждым новым правительством. А тот факт, что проект декрета сначала висел на официальном сайте, а потом исчез, говорит о непоследовательной государственной политике: сначала делают, потом думают.

Логика подвела
Однако хотелось бы порассуждать над аргументами, которые выдвигают инициаторы изменения системы акцизного налогообложения. Вообще складывается впечатление, что содержание многих приложений к законопроекту пишется так, чтобы их не читали и в смысл не вникали. В справке–обосновании говорится, что в случае принятия предлагаемого проекта декрета по предварительным расчетам, произведенным на основании данных 2009 года, прогнозируется снижение объема производства на 30 процентов и рост импорта на 10. Это якобы позволит увеличить поступления акцизного налога в течение второго полугодия 2010 года на 172,4 миллиона сомов, в 2011–м — на 605, а в 2012–м — на 792,6. Насколько расчеты обоснованны, если обороты рынка фактически не изменятся?
Кроме того, где данные о том, сколько недосчитается бюджет по разным видам налога, если на треть снизится производство. Например, ожидаемые потери бюджета по налогу с продаж составят более 230 миллионов сомов. Учитывая, что отечественное производство сигарет составляет около 3,5 миллиарда штук в год, сокращение составит более миллиарда сигарет. Грубо говоря, доходы сельхозпроизводителей тоже сократятся на треть, хотя производитель планировал в 2010 году закупить 10 тысяч тонн табака. Учитывая, что сейчас на юге и так с работой туго и в среднесрочной перспективе будет нелегко, то бить по доходам крестьян вообще опасно. Импорт же, следуя расчетам налоговиков, увеличится на 150 миллионов штук. В ГП “Кыргызтамекиси” вопрошают: не заполнит ли оставшийся объем, то есть 850 миллионов штук в год, контрабанда? За счет чего будет перекрываться дыра? На самом деле с трудом верится, что люди станут меньше курить.
В справке–обосновании к проекту декрета, который налоговая служба повесила, а на прошлой неделе быстро сняла с сайта, говорится также следующее: “Сосредоточенность местного производства в первой и второй ценовых категориях означает слабый экспортный потенциал, ориентацию исключительно на внутреннего потребителя и отчасти неконкурентоспособность в более качественных сегментах”. Таким образом, предполагалось, что увеличение акциза на более недорогие сигареты подстегнет производителя изготавливать продукцию лучшего качества. С чего бы это? Документоизготовители не учитывают хотя бы маркетинговую составляющую, когда производитель ориентируется на потребителя. Главным аргументом в производстве таких сигарет является не их качество, а низкая цена. И рассчитывать на то, что курильщики станут меньше дымить, не приходится.
И в парламентской, и в последней инициативе речь идет о том, что нынешняя пятиступенчатая система акциза на табак стимулирует рост контрабандного ввоза дорогих наименований табачных изделий. А где гарантия, что при повышении акциза на сигареты эконом–класса на внутреннем рынке не начнет увеличиваться их контрабанда?
Главный же аргумент в пользу приведения ставок акциза к одному знаменателю — 190 сомов на тысячу штук — “снижение издержек по администрированию действующей пятиступенчатой системы ставок”. Можно бесконечно выступать за сокращение бюрократических процедур, упрощение расчетов, но необходимо при этом подумать, лучше покорпеть над цифрами или сократить производство одного из крупнейших налогоплательщиков.
В проекте декрета выделено несколько причин для государственного вмешательства. Так предполагается, что изменение ставок акцизного налога станет “мерой по защите здоровья граждан от вредного воздействия табака” и создаст “ценовой барьер для приобретения табачной продукции детьми и подростками”, хотя именно детвора чаще покупает поштучно сигареты с фильтром. А заядлые курильщики дымят папиросками без оного. Еще прогнозировалось, что идея налоговиков будет способствовать “расширению номенклатуры и ассортимента табачной продукции”. С чего инициаторы и агитаторы пересмотра ставок акциза пришли к таким выводам, непонятно.
Настойчивость же настоящих инициаторов законо– и декретопроектов, за счет которых они хотят набить карманы, заслуживает уважения. Мягкотелость государственных органов, идущих у них на поводу, вызывает, наоборот, только сожаление.
При этом первый вице–премьер технического правительства Амангельди Муралиев, который хоть как–то пытается наладить экономику, не устает повторять, что она находится в катастрофическом состоянии, и нам кровь из носу надо помогать производителям. Возможно, Муралиев, который хоть как–то пытается наладить экономику, о лоббистских играх в табачной отрасли и не ведал, но инициативы идут вразрез с его словами. Может быть, он в правительстве после парламентских выборов и не останется, так что напоминать о защите отечественных производителей станет некому.
Но вот о поддержке местных промышленников постоянно говорит и президент Роза Отунбаева. Хорошо, что налоговики образумились, решив не подсовывать главе государства на подпись проект декрета. Хотя после парламентских выборов она его может вновь найти среди кипы других документов.

Дина МАСЛОВА, газета «Вечерний Бишкек» (27 августа 2010г)

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: