Skip to content

На листе Наристе. О человеке, который может вдохновить на созидание

24.09.2010

Суслова о поэтессе и художнице Наристе АЛИЕВОЙ говорит, что ее невозможно пересказать, ее надо читать. Мне бы хотелось добавить, что с этим позитивно настроенным человеком следует пообщаться. После беседы перестраиваешься на другую волну и начинаешь мыслить такими категориями, как “созидать”, “творить”, “любить”, “вдохновлять”.

я кричу
и звук так рвется
разрывая сердце мне
он несется
и несется
растворяясь в высоте

Вам знакомо то приторное чувство, когда актер переигрывает на сцене, а потом не может выйти из образа в жизни? После встречи с людьми из творческой среды иногда остается какой–то осадок, когда нарываешься на их искусственную оригинальность. В случае с Наристе Алиевой сталкиваешься, наоборот, с оригинальным искусством, с его дыханием. Почему дыханием? Потому что, будьте уверены, после беседы задаешься вопросом: “Почему я душу в себе творческое начало, погрязнув в серых буднях?” И хочется найти себя не только в своей профессии, но и еще в разных сферах.
Наристе свой творческий путь разделяет на два основных этапа. Она их называет черным и белым. Первый этап длился во время учебы в старших классах и в университете. Когда она поехала учиться в США, о чем долго мечтала, то занялась современным искусством.
— Это веяние времени. Мне кажется, что после революции, которую произвела фотография более 200 лет назад, натюрморты и пейзажи уже неинтересны. Сегодня в живописи важнее мысль, идея, личное видение мира и человека, выраженное художником. Но в первую очередь я поэт. Я не пишу стихотворения в какие–то определенные периоды жизни, первые попытки работы со словом были в 12 лет. Поэзия для меня молитва, момент очищения. Когда училась в школе и брала уроки художественного мастерства в одной из студий при Бостонском университете, всегда обращалась к сборникам стихотворений Бориса Пастернака, Марины Цветаевой и Федерико Гарсии Лорки. В Америке у меня появились колоссальные возможности по изучению литературы об искусстве. В то же время, будучи оторванной от родительской опеки и живя среди людей, которые очень уважают твое личное пространство, можно было окунуться в изучение не только внешнего, но и собственного мира, подсознания, лучше понять себя, — вспоминает Наристе.
Да, подросткам увлечения такими вещами свойственны. Еще она изучала теорию самоубийства. Будучи верующим человеком, она не понимала, почему люди хотят расстаться с жизнью. “Когда самоубийцы идут на этот страшный шаг, их сознание сужается, угасает все богатство окружающего мира и жизнь замыкается во мраке. Для подростков особенно характерно такое обостренное видение”, — говорит поэтесса. В сборнике “Над бездной времени”, помимо стихотворений, есть повесть “О насекомом, птице и человеке”. Это рассказ о людском равнодушии. О том, что мы часто не замечаем тех, кому необходима помощь.
— Когда книга только готовилась к изданию, я познакомилась с одним парнем, который, прочитав повесть, сразу резко спросил, откуда я знаю о его существовании, о той истории, которая произошла в его жизни, и почему главного героя зовут его именем. Действительно, в рукописи я использовала имя, которое буквально преследовало меня, но ранее с этим человеком судьба меня никогда не сводила. Он очень просил заменить имя главного героя, от лица которого ведется повествование. В итоге книга вышла в свет с уже измененным именем. Я верю в человеческую волю, но при этом убеждена, что есть что–то выше нас. И это неожиданное знакомство только усилило веру в предназначение судьбы, — рассказывает Наристе.

я красное пятно
на черной глади полотна
разорванная нить
последнего звена

Ее первый этап творчества в изобразительном искусстве характеризуется также увлечением линогравюрой и графикой. Потом она добавила цвет. Нет, красный присутствовал на ее полотнах и раньше. “С 2000 года стало интересно экспериментировать с цветом, передавать через него свои эмоции. Нравится использование очень ярких оттенков, которые не присущи реализму”, — рассказывает она.
Юношеский период творчества был сконцентрирован на изучении внутреннего мира. Многие подростки на самом деле видят его в черном цвете, это отражается даже в их одежде.
— Потом столкнулась с проблемами реального мира, личными трагедиями. Осознала, что многое зависит от самого человека. И важен тот посыл, когда ты внутренне себя программируешь, сильно веришь во что–то. Необходимо преодолеть черное и увидеть свет внутри себя. Когда это произошло, тогда и появился цвет в творческих работах, — говорит она.

— Однако ты не просто человек искусства, у тебя есть вполне реальная профессия…
— Да, обязательно нужна специальность, в которой ты будешь профессионально расти, а искусством можно заниматься параллельно. Будучи еще студенткой, поставила себе цели по карьерному и профессиональному росту, которые хотела достичь. Думаю, что за десять лет работы в сфере массовых коммуникаций и связей с общественностью удалось добиться желаемого. Теперь наступил такой этап в жизни, когда больше хочется реализовать себя в несколько другой сфере, сконцентрироваться на поэзии и изобразительном искусстве. Для художника очень важен баланс творческой свободы и энергии, внутренняя гармония. Журналистику и PR тоже называют творческими профессиями, но там ты работаешь в команде. Когда же пишешь стихотворение или картину, то каждый раз подходишь к чистому листу или холсту и работаешь один.

— Кажется, что тебе в жизни все легко дается. В чем секрет успеха?
— 99 процентов работы и один процент творческой свободы. Не верю, что есть совершенно бесталанные люди. Мы созданы по образу и подобию Божию. И созданы для того, чтобы созидать самим. Но очень важно трудолюбие и самодисциплина, даже когда речь идет об искусстве. Например, в США творческие люди тоже дисциплинированны, это не те рафинированные поэты и художники, о которых пишут в книжках про непризнанных гениев. Когда художник сотрудничает с галереей, то ему необходимо, например, в течение года создать определенное количество работ. И надо уложиться в указанный срок. У меня тоже бывают произведения, которые пишутся на едином порыве, к другим же нужно прилагать усилия, чтобы над ними работать, нужны логика и техника.

воздуххочузачерпнуть
выпитьвсегобезостатка
доднажаждынеданоутолить
считаюдни

Мне кажется, что в творческой карьере Наристе начался третий этап, когда свет и энергию, которой она себя наполнила, надо излучать, дарить окружающим. И начало этого пути связано с созданием нескольких проектов, куда Алиева хочет вовлечь молодые таланты. Помимо того, что она пишет стихотворения и картины, пытается собрать творческую молодежь, создать для нее новые площадки для общения, чтобы одни не прекращали созидать, а те, кто еще не реализовал себя в искусстве, заинтересовались.
Так, она сейчас помогает в развитии первой электронной библиотеки “Новая литература Кыргызстана” (www.literatura.kg) — проект призван стать интеллектуальным хранилищем Кыргызстана. Там будут размещаться лучшие произведения наших писателей на кыргызском, русском и узбекском языках. Также готовится еще один интернет–проект — литературный портал, где молодые таланты без всякой цензуры смогут размещать свои произведения. В течение года редакторская комиссия будет рассматривать работы молодых писателей и поэтов, а лучшие из них разместят в электронной библиотеке.
Важное событие в жизни Наристе — подготовка к выставке “Аутопсия слова”, которая откроется в середине сентября в Национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева. Это станет первым в Кыргызстане проектом, где можно будет услышать и увидеть поэтический образ, выраженный различными художественными средствами: видеоинсталляцией, живописью, графикой и фотографией. Наристе говорит, что к идее создания выставки подтолкнули ее друзья еще три года назад.
— Раньше я участвовала в групповых выставках, соло выступаю впервые. Показать свои произведения для меня сродни эксгибиционизму. Очень волнуюсь. Просто в какой–то момент поняла, что с той внутренней необходимостью творить хочется поделиться с окружающими. Если дам какой–то толчок молодому поколению и оно заинтересуется и сделает лучше, то это будет просто здорово, — признается она.

— Но еще до того, как ты решила выставить свои картины, появилась книга “Над бездной времени”. Судя по названию, в ней собраны работы твоего первого этапа творчества?
— Да. В сборнике собраны ранние произведения, но есть и новые. Они отражают мир человека, в котором он живет. Помню, после развала Советского Союза произошел сильный надлом в обществе. Видела, как кто–то среди знакомых спивался, кто–то становился бездомным, кто–то умирал, а кто–то выстоял. Помню ошские события двадцатилетней давности. И помню свои ощущения. Тогда казалось, что мы стоим над бездной, и многих целей и грез уже никогда не получится достичь и воплотить. То, к чему шли несколько поколений людей, то, во что они верили, все разрушено. Мечтая стать писателем, вдруг понимаешь, что реализовать себя в этом качестве стало бессмысленным и невозможным. Ощущаешь состояние безвременья, которое длится до сих пор. За последние 20 лет в литературе Кыргызстана не появилось ни одного значимого имени. Есть много талантливых ребят. Но кто будет их издавать, ведь создание книг — огромный труд не только автора, но и редколлегии? До сих пор не выстроена система, как сделать книги продаваемыми.
Концепция выставки также в том, что мы стоим над бездной времени и наша страна погружается во мрак. Посмотрите, сколько кругом негатива, даже в общении друг с другом люди стали агрессивнее. Гибель нашей словесности кроется не только в упадке литературной школы, но и в том, что молодежь пишет в стол или выкладывает работы на страницы своих блогов, которые не дают возможностей для совершенствования мастерства. Но так хочется, чтобы желание молодых талантов не растворилось! Именно для этого и создаю интернет–проекты со своей творческой командой. Вспомните мировую историю, когда после революций и других событий, меняющих размеренную жизнь, людям становится очень тесно в старых рамках. Так появляются люди нового мышления, новые течения в искусстве. Мне кажется, наша страна сейчас тоже переживает такой стрессовый период, только энергию молодежи нужно направить в созидательное русло.
К сожалению, дорога многих выпускников художественных школ — галерея на площади Ала–Тоо. Как дешево для искусства, хотя это тяжелый труд! Мне очень больно, что труд художника так низко ценится, низвергнута позиция деятеля культуры как человека творческого и творящего. И чем живет наше поколение? Разрушить, забрать…
Тем не менее в нашей стране много талантливых ребят, поэтому нужно сформировать среду, где молодежь может созидать, открыть для них возможность для самореализации. Но и им самим необходимо быть настойчивее в достижении своих целей.

  • личное дело
    Наристе Алиева родилась 18 августа 1977 года. После окончания Американского университета в Кыргызстане на протяжении десяти лет работала специалистом в области связей с общественностью и медиакоммуникаций. В 17 лет проходит обучение живописи и графике в художественной студии при Бостонском университете, США. В 2003 году снимается в главной женской роли в первом музыкальном художественном фильме “Облако” (“Кыргызфильм”). В следующем становится лауреатом поэтического конкурса “Русская лира в Кыргызстане”. В 2004–м публикует прозу и цикл стихов на сервере proza.ru и stihi.ru, также проходит обучение в летней школе мастер–класс для молодых литераторов, организованной Международным фондом Чингиза Айтматова при поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству. Год спустя Наристе — лауреат премии молодых литераторов “Дебют” в категории “Проза” за экспериментальность художественной формы письма. В 2006–м в альманахе молодых литераторов Кыргызстана “Семена яблока” опубликована повесть Наристе Алиевой “О насекомом, птице и человеке”. В 2007 году она становится лучшим информационным спикером международного форума “Линия” Министерства информации и коммуникаций Российской Федерации. С прошлого года работает над видеопоэтической инсталляцией, живописью, графикой и фотографией.

Дина МАСЛОВА, газета «Вечерний Бишкек» (21 сентября 2010).

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: