Skip to content

Рынок внутреннего сгорания. До чего власти довели экономику Киргизии?

08.11.2010


Нынешнее правительство не боится, что ему придется нести ответственность за то, что оно сотворило с экономикой страны за 7 месяцев? Похоже, министры и первые лица живут сегодняшним днем. Уже новый парламент может совсем скоро поставить перед правителями смутного времени вопросы о внешнем долге и дефиците бюджета, об инфляции и нынешнем положении банковской системы, о переделе собственности, когда империю Бакиевых раздербанили несколько человек отнюдь не во благо страны, а ради перераспределения ресурсов в свою пользу. При этом последствия безответственных решений лягут на следующие поколения чиновников. Но населению потом будет все равно, кто из власти обрек его на тяжелую жизнь.

Подвели итоги: итоги подвели
Согласно официальной статистике, индекс потребительских цен за девять месяцев 2010 года составил 10,3 процента, причем больше всего подорожали продукты питания (14,4 процента), бензин (28,1) и дизтопливо (61,6). Падение экономики по итогам девяти месяцев — 0,5 процента. Эксперты прогнозируют, что данные за октябрь будут еще более мрачными. С одной стороны, рост экономики можно будет поддержать за счет сельского хозяйства, с другой — промышленность уже не покажет такие темпы, как в первом полугодии. Немалую роль сыграла и забастовка на “Кумторе”, в результате которой на десять дней остановилось производство. Сколько недополучит бюджет налогов и как изменятся данные по экспорту и объему промышленного производства, станет известно уже в этом месяце.
Интересна статистика с внешнеторговым оборотом, в которой чиновники на одном из своих заседаний углядели что–то хорошее. Дело в том, что он увеличился на 8,9 процента. Но если говорить об экспорте, то основной вклад в его увеличение внесен поставками золота, которые возросли на 75,3 процента. Без золота экспорт снизился по сравнению с прошлым годом на 2,4 процента. При этом в страны СНГ вывоз продукции из КР увеличился всего на 0,7 процента, а в страны дальнего зарубежья — на треть. Увеличение импорта также в большей степени пришлось не на постсоветское пространство. В этом году статистика вообще удивительным образом перекосилась. Во–первых, она показала нашу зависимость от добычи золота и уязвимость всех остальных отраслей экономики. Во–вторых, резкое ухудшение ситуации в стране привело к тому, что мы не выровняли этот перекос за счет других сфер. Конечно, прекрасно, что добыча золота на Кумторе увеличилась, а цена драгметалла взлетела до небес. Но сложно даже представить, как бы мы лапу сосали, если бы этого не произошло. Кроме того, такое положение вещей не может продолжаться вечно.
Итоги денежно–кредитной политики говорят о том, что за девять месяцев 2010 года у нас немного повысились международные резервы, хотя Нацбанк производил валютные интервенции для медленной девальвации курса сома. Валюта в страну поступает главным образом за счет трансфертов мигрантов и кредитов. Кроме того, валовые резервы в пересчете на доллары могут также увеличиваться или уменьшаться, когда меняются курсы валют, в которых держит деньги Нацбанк. Кстати, среди местных экспертов бытует мнение, что при спаде в экономике курс сома держался за счет того, что перед выборами в стране было очень много долларов, которые меняли на нацвалюту.

Подайте на пропитание!
К сожалению, правительство в условиях политической вакханалии не нашло ничего лучше, как клянчить деньги у кредиторов. На последней пресс–конференции глава Минфина Чоробек Имашев рассказал об итогах поездки на ежегодное собрание Всемирного банка и Международного валютного фонда. Страны–доноры согласились выделить до конца года 245 миллионов долларов, в частности, Россия предоставит 135–150 миллионов. 48 процентов от внешней помощи будет выделено в виде кредита, остальные — в качестве гранта. Но вот условия, надо признать, были у нас и получше. Например, в прошлом году Россия выделила 300 миллионов долларов под 0,75 процента годовых на 40 лет. Хвастаться тут нечем, так как льготные условия все равно стали еще одним камнем на шее. Теперь, по словам Имашева, займы выделят под один процент на 25 лет, что радует еще меньше. “Помощь доноров ляжет тяжелым бременем на внешний долг страны, но это пока единственный способ покрыть дефицит бюджета”, — заключил министр финансов, что для нас является слабым утешением. О чем это говорит? Жили плохо, будем жить хуже, если не предпринять реанимационные действия для поднятия экономики.
В настоящее время внешний долг составляет 2,6 миллиарда долларов. С учетом внешней помощи это 66 процентов к ВВП, что является критическим для нашей маленькой и слабой экономики. В прошлом году данный показатель был на уровне 48 процентов после того, как Кыргызстану перечислили российский кредит. В Европе 60 процентов внешнего долга к ВВП является критическим, но не надо сравнивать наши экономики, чтобы понять: для Кыргызстана такой объем долга намного опаснее. Конечно, финансисты от государства могут говорить, что в конце 90–х годов внешний долг КР составлял свыше 80 процентов, при этом мы ведь выжили. Но ведь тогда нам списали долг перед Парижским клубом, теперь таких прелестей не светит.
Но это еще не предел. С той скоростью, с какой правительство берет кредиты, оно уже сегодня обрекает на бедность нас и наших детей. Так как займы придется отдавать не временному или техническому правительствам, а налогоплательщикам. И нет никакой гарантии, что заимствования не придется увеличивать, так как до сих пор не представлена адекватная программа действий правительства. При этом за полгода государство набрало еще больше социальных обязательств, что опять–таки легло на бюджет. Когда политики раскидываются словами о повышении зарплаты и пенсии, необходимо учитывать, что следом может повыситься инфляция и “съесть” это повышение. Понятно, что если зарплату повышают не за счет роста ВВП, то это чревато.

Уходя, гасите счет
В мире существует только два способа сокращения дефицита бюджета: увеличивать доходы или уменьшать расходы. Пойти на сокращение зарплаты никакое правительство не согласится — самоубийц у нас нет. Уменьшать иные затраты, например, за счет госинвестиций? О программах развития, которые бы дали заметный толчок, при нынешнем уровне внешнего долга и дефиците можно забыть. Увеличивать же доходы можно за счет повышения налогов или стимулирования самой экономики, а с последним сейчас большая проблема. Пока Минфин нашел третий выход: снова и снова ведет переговоры о получении кредитов.
При этом в ведомстве оптимистично заявляют, что нынешний дефицит бюджета в 11 процентов к ВВП можно свести в следующем году до 8, а к 2013 году до 3. Таково требование МВФ. Но каким образом министерство намеревается его выполнять? Или надо дождаться следующего министра, который половину срока на посту будет рассказывать о недостатках работы своего предшественника, а вторую половину посвятит строительству воздушных замков?
До 2010 года дефицит бюджета ежегодно складывался, как правило, на уровне 3,5 миллиарда сомов. Еще в прошлом году закладывалось повышение зарплаты военнослужащим, компенсации за повышение тарифов на электроэнергию, различные инвестпроекты, из–за чего в начале 2010 года дефицит прогнозировался на уровне 13,5 миллиарда сомов. Помнится, какой вой стоял по этому поводу в стенах парламента. И на самом деле у многих был просто шок. Теперь же дефицит увеличился почти в два раза, причем покрыт он примерно на 60 процентов.
Недавно организация “Международное бюджетное партнерство” констатировала, что бюджет у нас непрозрачный. В ответ Минфин разразился тирадой, что это не так. “Министерство финансов КР проводит активную работу на официальном ведомственном сайте по осуществлению принципов прозрачности бюджета”, — утверждают там. Того, что надо для составления полной картины о государственных финансах, на самом деле на сайте нет: сведения даются либо неполные, либо отсутствуют многие необходимые разделы. Хотелось бы увидеть не просто цифры, свидетельствующие о дефиците бюджета, а конкретные статьи: куда же правительство направило средства, что сложилась такая плачевная картина? Иначе у общественности и прессы так и будет возникать вопрос на тему “Где деньги?”.
Минфин оперирует миллиардами грантовых, кредитных и перечисленных налогоплательщиками средств, жалуется на дефицит бюджета и по капле предоставляет информацию о госрасходах. Наблюдательный совет, призванный следить за прозрачностью Минфина, пока не начал работу, а ведь прошедшие полгода были самыми интересными. Еще увлекательнее будет наблюдать за попытками залатать бюджетные дыры в следующем году, когда внешний долг станет расти как снежный ком. Справедливости ради нужно отметить, что деятельность Минфина и раньше была достаточно закрытой, но тогда копаться в его деятельности было не так интересно: за пять лет доходы выросли в три раза, дефицит бюджета был небольшой, самое весомое заимствование осуществили в прошлом году — 300 миллионов российского кредита. Сейчас же ситуация изменилась, поэтому и спрос с финансистов больше, а кредит доверия к чиновникам давно исчерпан.

Чужие лавры
Помнится, на первом заседании технического правительства президент Роза Отунбаева заявила: “Бакиевская семейка довела экономику до ручки. Из всего они высосали соки, задавили предпринимателей, создали невыносимую бизнес–среду”… Выступая на донорской конференции, она как–то принизила значимость рейтинга Всемирного банка “Ведение бизнеса”. Президент тогда сказала: может быть, они там и добились улучшения, зато по другим рейтингам в Кыргызстане коррупция вовсю процветает. Собственно, с коррупцией у нас дела обстоят так же. Зато уже и в рейтинге “Ведение бизнеса” улучшений не наблюдается: теперь даже на бизнес–форумах похвастаться перед иностранцами нечем. В остальных рейтингах по инвестпривлекательности мы также скатились независимо от того, какая у исследовательских организаций методология.
Это только у двери и.о. мэра Бишкека Исы Омуркулова инвесторы в очередь стоят. Его слова так и процитировали СМИ: “Сегодня в мире много свободных денег. И на данный момент большое количество инвесторов едут в Кыргызстан, и все хотят приложиться, как будто их прорвало”. Не знаю, может, они у его кабинета и толпятся. А вот судя по статистике в реальном и финансовом секторе, Омуркулов говорит или не о Кыргызстане, или не о 2010 годе. Зато и.о. мэра пропиарился, а то последнее время про него мало слышно, все информационное пространство после выборов оккупировали партийные лидеры, правозащитники и политологи.
Между тем мэру уже неоднократно напоминали через прессу, чтобы он так явно не присваивал чужие лавры. Средства на строительство дорог в Бишкеке, которое мы видим сегодня, были заложены еще в прошлом году при его предшественнике. И тогда журналистам все уши прожужжали, какие дороги будут строиться сегодня, а какие завтра. У пишущей братии мозоли на языке натерлись от цитирования программы “Обновленная столица”.
Что интересно, когда каждый глава госоргана отчитывается об успехах своей отрасли, то наша страна, можно подумать, развивается не по дням, а по часам. И с энергообеспеченностью у нас все в ажуре, вот только договоренностями с Узбекистаном еще и не пахнет. О некоторых поставках угля на ТЭЦ, который завозят только сейчас, договоренности с Казахстаном появились еще в октябре прошлого года — до того, как правительство возглавил Данияр Усенов, испортив со всеми отношения. И тем более до того, как к нынешним энергетикам перестали серьезно относиться.
И с продовольственной безопасностью, можно подумать, лучше не бывает, но цены на продукты питания растут. При этом иссыккульцы не получили запланированных доходов с абрикосов и яблок, таласцы не продали весь урожай фасоли, а у нарынцев две тысячи голов скота в сентябре от заморозков пало.
Послушаешь некоторых соловьев, так все у нас делается для развития бизнеса при неработающей правовой системе, усилившихся проверках органов прокуратуры. А инвесторы, по заявлениям чиновников, табуном ходят, только и мечтают в Кыргызстан деньги вкладывать для его процветания. А как у нас все строится–то кругом, не сегодня–завтра на юге вторая Астана появится! Зато когда все данные министерств сводятся воедино, почему–то финансирование многих проектов приходится переносить на следующие годы, дефицит бюджета покрывается только за счет средств доноров, в стране рецессия, платежный баланс поддерживается за счет кредитов и трансфертов мигрантов, а весь экспорт держится на золоте.
Сказать, что мы процветали в предыдущие годы, конечно же, нельзя. Поэтому рассуждать в политической плоскости о том, что, если ты критикуешь нынешние власти, значит, являешься приверженцем “узурпировавшего власть семейно–кланового режима Бакиева”, это просто ужасная глупость и ограниченность сознания. Каждый из нас, простых граждан, может оценить, насколько он стал жить лучше или хуже. И именно это является показателем работы любой власти. Поэтому непонятно, зачем чиновники друг другу пускают пыль в глаза на правительственных заседаниях, если знают реальную картину. Это уже начало превращаться в бессмысленный фарс.

Дина МАСЛОВА, газета «Вечерний Бишкек» (5 ноября 2010г)

 

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: