Skip to content

Мирсулжан НАМАЗАЛИЕВ: Когда минус порождает плюс

02.02.2011

На постсоветском пространстве существует масса предубеждений относительно государственно–частного партнерства, когда государство делегирует бизнесу часть функций. Часто возникают споры в обществе, что власти хотят продать все государственное и народное акулам бизнеса. На уровне правительства дискутируют о пропорции регулирования и предоставления свободы со стороны госорганов.
Наличие разных видов инфраструктурных услуг и повышение их качества в энергоснабжении, управлении твердыми бытовыми отходами и канализации, водоснабжении, транспорте, здравоохранении и образовании является жизненно важными условиями для развития экономики страны и достойного жизнеобеспечения ее граждан. Недостаток финансовых средств в осуществлении государственных инвестиций в инфраструктуру страны обусловливает необходимость применения непривычного для постсоветского пространства подхода в Кыргызстане — государственно–частного партнерства (ГЧП), при котором государство отходит от традиционной роли единственного поставщика инфраструктурных услуг.
В своей основе ГЧП представляет договорное обязательство между государством и частным сектором по реализации инфраструктурных проектов. Главная задача такого подхода — привлечение качественного менеджмента и больших объемов инвестиций. В мировой практике механизмы ГЧП применяются в самых разных сферах, которые в Советском Союзе всегда считались вотчиной государства: выработка и распределение электроэнергии, водоснабжение, переработка и утилизация мусора, здравоохранение, образование, железнодорожные линии, пенитенциарные заведения, аэропорты и воздушные пути сообщения, автомобильные дороги, стадионы, парки и многое другое.
В США, например, ГЧП используется уже около 200 лет. По данным Национального совета по ГЧП, сейчас в каждом американском городе от 23 до 65 муниципальных служб работают в сотрудничестве с частным бизнесом. Его участие в подобных проектах позволяет местным властям сэкономить от 20 до 50 процентов бюджетных средств. Во Франции примеры подобного партнерства известны уже 450 лет. Великобритания лидирует и по общему числу проектов, и по числу отраслей, где применяется ГЧП. В частности, именно в этой стране впервые появились частные тюрьмы.
Что касается Кыргызстана, то с момента обретения независимости проблемы в инфраструктуре накапливались каждый год. Наша страна по общему качеству инфраструктуры занимает 112–е место среди 133 экономик мира по индикатору “Инфраструктура” в индексе глобальной конкурентоспособности за 2009–2010 годы.
По качеству электроснабжения мы занимаем 125–е место в мире. Квазифискальный дефицит в этом секторе, определяемый как “издержки производства минус денежные поступления”, составляет 7,6 процента ВВП — колоссальная цифра для нашей слабой экономики.
Кыргызстан занимает по качеству дорог 122–е место в мире, железнодорожной инфраструктуры — 67–е, авиаинфраструктуры — 127–е. Автомобильным транспортом перевозится 95 процентов товаров и услуг внутри страны, но две трети дорожной сети находится в крайне плохом состоянии и нуждается в капитальном ремонте. Ежегодное сокращение дорог с жестким покрытием, по оценкам экспертов Всемирного банка, составляет порядка 200 километров в год. Из–за серьезной изношенности дорожно–строительной техники используется ручной труд, который не в состоянии создать качественную основу при строительстве дорог. Пока не улучшится ситуация с надлежащим содержанием дорог, продолжатся затраты пользователя дорог в части ГСМ, запчастей, износа автомашины, потери времени и увеличения числа дорожно–транспортных происшествий.
Имея такие плачевные показатели в разных секторах, демонстрирующие неэффективность государственного менеджмента, мы все еще опасаемся делегировать функции частному сектору. Хотя это тот случай, когда отказ от регулирования целыми секторами экономики может принести ей плюс. Для решения существующих проблем в инфраструктуре Кыргызстана необходимо привлечь финансирование со стороны частного сектора, как отечественного, так и иностранного. Достаточный уровень притока инвестиций не может быть обеспечен только за счет госбюджета.

Мирсулжан НАМАЗАЛИЕВ,
исполнительный директор Центральноазиатского института свободного рынка.

20.01.2011

Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: