Skip to content

Нурбек Эген: В культуре самое главное то, что ты умеешь

08.03.2011


Кинорежиссер Нурбек Эген, приехавший в короткий отпуск в Кыргызстан, согласился дать интервью “Вечернему Бишкеку”. Мы почти не говорили о его творчестве, фильмографии и знакомстве с мировыми знаменитостями. Наш соотечественник, с 1994 года живущий вдали от родины, в беседе за чашечкой кофе поделился своим видением отношения государства и культуры. Ведь культура и искусство — это не рюши и бантики, а целая отрасль экономики во многих странах, которые сейчас покоряет Нурбек.

Не пугайтесь рынка. Это здоровые взаимоотношения
Нурбек Эген живет много лет в Москве и сейчас начинает покорять Голливуд, но при этом снял не один фильм о Кыргызстане. И, может быть, даже больше известных картин о нашем народе, чем современная отечественная киноиндустрия. Не исключено, что наши искусствоведы и деятели культуры воспримут мысли Нурбека в штыки, но время расставит все по своим местам.

— Нурбек, вы признаете, что в Кыргызстане нет кинорынка?
— Да. Мне кажется, есть небольшая тусовочка… Есть единицы картин и их производителей. В Кыргызстане и аудитория мала. Рынок — это когда возникает необходимость в работе киностудий, чья продукция пользуется спросом. Ну пусть на 40 миллионов человек будет хорошо функционировать одна большая фабрика кино. А здесь население всего 5,5 миллиона, зато существуют две киностудии.

— Все ностальгируют по кыргызскому чуду времен СССР…
— Сейчас киноиндустрия в Кыргызстане — это остатки советского периода, когда фильмы были частью идеологии и поддерживались государством. Скажем так, это был подарок советской империи. Сколько денег уходило на поддержание этой отрасли! Но времена прошли.
Кстати, в отличие от многих других этнических групп среди кыргызов много киношников. Подобную тенденцию можно наблюдать в таких небольших государствах, как Грузия, Италия, Польша. А есть ведь большие страны, которые не могут сделать ни одной качественной картины.

— Но Россия, где вы живете, к ним не относится…
— Да, там за лето я снял две картины для “Мосфильма”. Работа над ними еще не закончена, но их планируют показать по Первому каналу. Оба фильма финансировались из бюджета. И государство не только мои работы финансирует, а массу. Поэтому в России можно говорить о киноиндустрии как таковой.

— Однако ж вы хотите покорить Голливуд. Почему? Создатели авторского кино часто презрительно относятся к американскому кинорынку, считая его не искусством, а простым массовым товаром.
— В США — здоровая конкуренция. Там нет монополистов. Поэтому все кинотеатры мира показывают американские фильмы. Говорят: “Вот у американцев много денег, поэтому они завалили весь мир своей продукцией”. Нет. Там просто все отношения правильно выстроены.
Например, в Америке в отличие от нас нет понятия титульной нации. Если ты живешь в США и имеешь гражданство, ты можешь что угодно делать. Там все люди находятся в равных условиях. А в Европе, Японии, Китае, Южной Корее, где активно развивается кино, есть такое понятие. Поэтому там через призму интересов нации рассматриваются бюджетные деньги, которые выделяются на создание фильмов.

— Получается, это как часть идеологии какой–то, а в Штатах все диктует рынок? Не говорю о названных вами странах, но, может быть, поэтому в неразвитом обществе люди сами просят защиты у государства, опасаясь, что они станут неконкурентоспособными, если всем предоставить равные условия?
— Возможно. В США нет государственного влияния и госфинансирования. Фильмы делаются на средства, заработанные на рынке, плюс за счет разных фондов. Например, богатые люди оставляют завещание, чтобы часть дивидендов, которая останется от их состояния, передавалась на поддержку молодых кадров. Таких вот неизвестных людей типа меня. И те, кто приезжает работать в США, привносят новую, свежую струю в американское кино. Поэтому их поддерживают, если они будут лучшими.
На создание картины тратится много денег. Поэтому за счет таких фондов финансируются картины, если автор идеи может привнести какое–то новаторское решение в кино. Фонды объявляют конкурсы, происходит голосование за предложения кандидатов. Если ты выигрываешь, то тебе дают деньги. Если работа будет пользоваться спросом, то цифры это продемонстрируют. И тогда тебе дают еще больше денег, чтобы снять более бюджетное кино. Это здоровые взаимоотношения, когда не директор киностудии имеет административные рычаги. В России же все по–другому строится: там люди сидят наверху и решают, что должно увидеть свет, а что нет.

Государство финансирует аутсайдеров

— Как вы считаете, должно ли существовать в Кыргызстане Министерство культуры?
— Конечно. Вот только функционировать по–другому. Под крышей ведомства должны работать общественные объединения: союзы кинематографистов, композиторов и других творческих деятелей. В Кыргызстане постоянно говорят, что все складывается не так, потому что государство не дает достаточно денег. И сравнивают страну с другими, особенно с соседями. Хорошо, в Казахстане снимают больше картин. Вы, простой зритель, можете назвать хоть одну? Вы можете сказать, какие картины пользовались успехом в Европе? Вряд ли. Дело не в бюджетных дотациях, нужно просто менять систему.

— Но при этом понимать, что такое культура…
— Да, и можно выделить ее составляющие. Первая — история культуры — то, что было до нас, из чего складывается менталитет народа, который переходит с молоком матери. Вторая — среда, в которой мы живем. Должна быть школа кинематографистов, скрипачей, комузистов, где творческие люди будут воспитываться, знакомиться с тем, что делается в мире, интегрироваться в него. А дальше этот уже воспитанный человек, взращенный в кыргызской среде, должен прыгнуть на следующий уровень и привнести что–то свое национальное. Такова задача культуры. И это не я придумал. Если художник силен духом, талантлив, он может передать всему миру свои чувства и рассказать о своем народе на любом языке.

— Какой должна быть, по вашему мнению, роль Министерства культуры?
— Создание условий и контроль за выделяемыми бюджетными средствами. Под созданием условий понимаю поддержку музыкальных, театральных и прочих школ, приглашение лучших педагогов мира. И здесь не надо оглядываться на Россию. У нее — свой путь, а у нас — свой. Нам надо как–то быстрее понять, что мы живем в маленьком государстве, что нас мало и мы не часть Советского Союза. Надо наблюдать за развитием других стран, больше похожих на нас.
А работникам Минкультуры стоит внимательнее смотреть фильмы, которые показывают по телевизору. И создавать условия, чтобы появились собственные. Как в Кыргызстане могут сниматься картины, если нет условий и достаточного уровня образования? Должно быть понимание того, что происходит, какие тенденции существуют, как рынок станет развиваться. И тогда создавать свое. Не нужно думать: “Ах вот там такое производят. Давайте и мы такое попробуем сделать”. Нужно создавать свое, но при этом переходить на какие–то здоровые отношения.

— Минкультуры многие сравнивают с продюсерским центром по обслуживанию государственных мероприятий…
— Я о том и говорю. В странах со здоровыми взаимоотношениями в обществе перед проведением мероприятия, например Днем независимости, объявляется грант. Подаются заявки, после проведения голосования выбирается лучший сценарий. Понимаете, в мире успешно работает не распределительная система, а финансирование через госзаказ на грантовой основе. Победитель занимается организацией мероприятия, поэтому получает деньги. А комиссия следит за исполнением. В госорганах, занимающихся вопросами культуры, работает, конечно, небольшой штат, но он следит за организацией огромного количества конкурсов. В Кыргызстане в Минкультуры много народу, который занимается проведением каких–то мероприятий. Но ведь, если посадить человека на зарплату, он будет думать, что все хорошо. Работает ли он или нет, а зарплату все равно получает. Плюс еще в каждом районе существуют дома культуры, которые тоже финансируются государством. А каков результат их работы?
Вот правительство страны пообещало скоро увеличить финансирование сферы культуры. И опять деньги станут тратиться по распределительной системе. Плюс там такая бюрократия!

— Если всех отпустить в свободное плавание, у нас почти все исчезнет. Утопающие же будут жаловаться, что государство о культуре и об искусстве не думает, поэтому общество все больше маргинализируется. Хотя согласна, что эффекта от выделения средств при существующей системе не видно.
— Национальная киностудия появляется, когда на нее есть спрос. Не надо плакаться, если какие–то студии исчезнут. Просто многие мыслят по–советски. Конечно, государство может выделить какую–то часть денег на фильмы, необходимые самому государству. В сфере культуры все привыкли получать бюджетные деньги. Считаю: то, что не окупает себя, того не должно быть. Поэтому в остальном правильно, что на кино не выделяется столько денег, сколько некоторые просят.
Да, один государственный театр, оркестр должен быть на дотации. Но не все театры и оркестры. Зачем поддерживать тех, чей репертуар не интересен и не востребован? За опытом можно съездить в любую страну. Или пусть бы служащие в Минкультуры 2 — 3 часа в день проводили в Интернете, интересовались тем, что в мире происходит, как там строятся взаимоотношения. Не все зависит от бюджетных денег.

Все равно, какой разрез глаз

— Похоже, вам импонирует, что в мире важнее то, что лично вы умеете делать. Именно поэтому вы рветесь в Голливуд?
— Да, мне нравится, что там не смотрят на цвет кожи и разрез глаз. В культуре важнее всего то, что ты умеешь. В культуре — это самое главное. Расскажу вам историю из жизни, которая меня многому научила. В 1997 году впервые выехал за границу на три дня на кинофестиваль и попал в иной, не привычный для меня мир. Мне дали машину, водителя и переводчика. В кармане было 20 долларов. Я переводчику объясняю, что хочу во что бы то ни стало остаться за границей. Та попыталась объяснить, что меня депортируют. Но познакомила со своим дядей Аркадием, который мог бы как–то посодействовать. Моя картина ему понравилась, но потом он начал задавать вопросы типа, что я вообще умею делать, знаю ли иностранные языки. Ответ был отрицательным. Выходило, что я ничего не умел. Был продуктом советской эпохи, не приспособленным к жизни в остальном мире. Аркадий тогда сказал: “Возвращайтесь в Москву, выучите для начала английский язык, подайте заявки в разные фонды, чаще выезжайте за рубеж”.
Вернулся я с первого в своей жизни кинофестиваля абсолютно другим человеком. И через год стал стипендиатом Мюнхенской киношколы. В любой момент мог выехать в Германию. Так у меня появился опыт общения с людьми, которые абсолютно по–другому мыслят. Нельзя замуровать себя и вариться в собственном соку. Надо расширять сознание, не бояться другой культуры, раскрываться полностью самому.

  • личное дело
    Родился в 1975 году в Ошской области. В 1994 году поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Имеет множество наград за творческие работы, которые начал получать на кинофестивалях, еще будучи студентом. Его фильмы зрители смотрели на фестивалях в России, Польше, Швейцарии, Чехии, Великобритании, Канаде, во Франции, в Испании, Германии и даже в пылающей ныне Ливии. Он номинировался на соискание премии “Оскар” за лучший студенческий фильм “Санжыра” в 2001 году и как лучший иностранный фильм в 2005 году со своей ставшей знаменитой картиной “Сундук предков”.
    Среди его работ — короткометражные фильмы “Закрытый космос”, “На день старше”, также картины “Последний ужин с…”, “Виллисы”, “Тайный знак–2. Возвращение хозяина”. Зрители российского Первого канала могли посмотреть многосерийный фильм “Сеть” об американских хакерах, взломавших Банк СССР, — компромисс между художественностью и документальностью. В прошлом году в кинопрокате появился фильм “Борцу не больно”. В настоящее время в производстве находятся “Жар” и “Калачи”, которые выйдут на экран в этом году. Работу “Рождение Манаса как предчувствие” Нурбек привез, чтобы показать кыргызстанской аудитории.

Дина МАСЛОВА (04.03.2011).

Реклама
2 комментария
  1. Good job! Hot kto to objasnil, chto kino eto chast economy I rynka, a ne rupor propaganda. I glavnoe: v raznice konkurentnoy sredy ot raspredelitelnoy.

  2. Рада, что вы прочитали)))) Надеюсь, буду радовать и дальше)

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: