Skip to content

Улан САРБАНОВ: Дьявол кроется в деталях

14.04.2011

Сегодняшняя относительная стабильность в банковском секторе настораживает. Медленно текущие, вялые процессы, как правило, имеют способность к резкой активизации. Другими словами — затишье наступает перед бурей.
После апрельских событий в некоторых комбанках было введено временное управление со стороны Национального банка. Всем известно, что такое решение было принято в связи с нестабильной ситуацией и для сохранности активов в интересах вкладчиков и других кредиторов банков.
Но многим непонятно, почему “подвешенная ситуация” с 4–5 проблемными банками длится уже больше года. С 8 апреля прошлого года в рамках временного управления был приостановлен целый ряд операций этих банков, в том числе и операции в иностранной валюте по корреспондентским счетам в зарубежных банках. Даже принимая во внимание необходимость тщательного анализа финансового положения того или иного проблемного банка, а также сложность и длительность юридических процедур, общество вправе рассчитывать, что Национальный банк как орган надзора за коммерческими банками будет более оперативно и последовательно информировать общественность о текущей ситуации и перспективах ее развития.
И наш собственный, и зарубежный опыт свидетельствует, что, как правило, затягивание решения банковских проблем ни к чему хорошему не приводит. С прошлого апреля в проблемных банках время от времени меняется один особый режим на другой, вместо одних временных руководителей приходят другие. И только неясным остается — что ждет клиентов и вкладчиков этих банков? А здесь принципиальным является право общества знать, какие варианты и почему рассматриваются органом надзора? В какие сроки ожидать тех или иных санкций и почему?
И это не праздный вопрос обывателя и не подковерная позиция злопыхателя. Это главный и принципиальный вопрос — какие шаги Национальный банк предпринял и собирается предпринять по восстановлению доверия как к банковскому сектору, так и к своим собственным решениям? Проще говоря, что сделано и что будет делаться в интересах вкладчиков и других клиентов всем известных проблемных банков?
Понятно, что и самому Национальному банку несладко. Работать приходится то с временным, то с техническим кабинетом министров, а теперь — с правительством, сформированным коалицией большинства в парламенте. Да и руководитель центрального банка уже почти 9 месяцев как “и.о.” Но ведь дальнейшее откладывание принятия решений по проблемным банкам только осложнит и без того непростую ситуацию с ее активизацией предвыборных процессов.
Нельзя, конечно же, забывать и о потенциальных инвесторах, которые могут быть заинтересованы в инвестициях в действующие банки или в открытии новых банков. И отсутствие конкретики с судьбой того или иного проблемного банка, непрозрачный поиск инвесторов вместо объявления международного тендера с простыми и ясными критериями выбора победителя вряд ли укрепит доверие к проводимой политике улучшения инвестиционной привлекательности и благоприятного делового климата.
Не надо бояться того, что международный тендер на приобретение части или всех акций вновь созданного государственного коммерческого банка сорвется. Есть ведь и второй вариант — оказать банку поддержку, навести в нем порядок, улучшить его привлекательность для инвесторов. И позже вновь пойти по известному, предсказуемому и прозрачному пути — поиску инвестора через открытый международный тендер.
Разделение баланса проблемного банка на так называемые “хороший” и “плохой” — это один из методов решения возникшей ситуации. В самом методе нет ничего плохого или подозрительного. Вопрос в другом, в нюансах — как, почему, на основании каких критериев те или иные активы или обязательства отнесены в “хороший” или “плохой” банк. Дьявол кроется в деталях — в обоснованном разделении активов и обязательств на “плохие” и “хорошие”.
В конце концов, настоящий тест на лидерство Национального банка — это умение повести за собой, не приуменьшая трудности, не откладывая снова и снова решение болезненных вопросов судьбы проблемных банков. Открытый и постоянный диалог с обществом о существующих проблемах только укрепит веру в действенность политики банковского регулирования.

Улан САРБАНОВ,
экс–председатель Национального банка, независимый эксперт по вопросам экономики и финансов.
Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: