Skip to content

Газ и ныне там. Мне кажется, что когда государство отдаст подконтрольные предприятия частному сектору, у меня будет меньше работы. А пока государственная бесхозяйственность — безграничное поле для творчества)))

17.04.2011

Происшедшая авария на подземном газопроводе, лишившая южную часть города благ цивилизации (“Неделя без газа”, “ВБ” за 12 апреля), еще раз напомнила о газовом хозяйстве страны и “Кыргызгазе” — компании с госсобственностью. Эта компания за год стала убыточной, а ее кредиторская задолженность составила рекордные 2,48 миллиарда сомов.

Цены на сцене
Хваставшиеся зимой некоторым понижением тарифов энергетики теперь как–то притихли относительно стоимости газа на второй квартал 2011 года, которая с 2010 года привязана к мировым ценам на нефтепродукты. Например, когда шли переговоры о стоимости голубого топлива на 2010 год, то в первом квартале Узбекистан выставил цену в 240 долларов за тысячу кубометров. Но так как стоимость высчитывалась по международной формуле, в реальности оказалось, что поквартальная цена газа была несколько ниже, а среднегодовая в 2010–м составила 227 долларов за тысячу кубов.
Согласно официальным данным, стоимость газа в 2011 году — 223 доллара за тысячу кубометров, при этом покупка составит всего 200 миллионов кубометров, что примерно в три раза меньше, чем нужно Кыргызстану. Если учитывать, что стоимость топлива рассчитывается ежеквартально, мы рискуем платить вскоре больше из–за роста мировых цен на энергоресурсы. В итоге обещанные 223 доллара могут вылиться в большую сумму. При этом прибыль “Кыргызгаза” будет значительно меньше, чем в 2010–м, не говоря уже о предыдущих годах. При меньшей закупке газа, а следовательно, более низкого дохода, потери практически не уменьшаются. Да и о какой прибыли может идти речь, когда в компании только увеличиваются убытки. За прошлый год они превысили 120 миллионов сомов.
Кредиторская задолженность в 2010 году составила 2,48 миллиарда. Из них, как говорится в решении профильного комитета парламента, по кредитам — 785,9 миллиона, перед налоговиками — более 100 миллионов, перед таможенниками — свыше 341 миллиона. За несанкционированный отбор голубого топлива у “КазТрансГаза” наш горе–монополист должен более 960 миллионов сомов. Есть и еще несколько компаний, которым “Кыргызгаз” задолжал огромные суммы. Одновременно с теми минусами примерно на 80 миллионов сомов выросла дебиторская задолженность.
Соответственно государство как акционер “Кыргызгаза” не получит ни тыйына дивидендов, но еще будет расхлебывать плачевную ситуацию в компании. Как видно из данных прошлых лет, такого состояния на предприятии раньше не бывало, хотя гендиректор “Кыргызгаза” Тургунбек Кулмурзаев хочет представить ситуацию так: мол, ему, бедному–несчастному, приходится разгребать завалы, оставшиеся от предшественников. Конечно, в “Кыргызгазе” никогда не было все так гладко, но за кредиторскую задолженность почти в 2,5 миллиарда сомов предшественников Кулмурзаева, наверное, посадили бы на кол, чтобы те не портили репутацию бывшим руководителям страны.

ФАКТические промахи
Сам же Кулмурзаев считает, что раньше состояние “Кыргызгаза” было плачевным. Мол, все из–за коррупционных схем, которыми руководил Алексей Ширшов, не поставивший свою подпись ни на одном документе, связанном с энергетикой. Со слов нынешнего директора “Кыргызгаза”, “недавняя ревизия показала, что было приобретено ненужных материалов — некондиционных труб, разных б/у запчастей, даже женской одежды — более чем на полмиллиарда сомов”.
Если вспомнить начало 2000–х годов, когда Кулмурзаев первый раз возглавлял “Кыргызгаз”, то тогда энергокомпании работали на взаимозачетах: куча неликвидного хлама обменивалась на ресурсы. А в результате такого обмена “Кыргызгаз” еще и был в долгах у некоторых предприятий. Так что эта история, скорее, относится к периоду десятилетней давности. Может быть, весь полученный хлам до сих пор числится на балансе газовой компании. Ширшову же, которому с давних пор приписывают различные махинации в энергетике, на рубеже тысячелетия, когда в компаниях царил хаос, было всего 22–23 года.
Что же касается расходов газовой компании, то они всегда были велики, ведь государство своими компаниями эффективно никогда не управляло. Но вместе с тем хотя бы закупалось несколько километров труб для замены устаревших. Чего в последнее время, к сожалению, делается в гораздо меньших объемах.
Как бы там ни оправдывался Кулмурзаев, а плоды его трудов оказались настолько заметны, что депутаты рекомендовали министру энергетики Аскарбеку Шадиеву “обратить внимание на подбор руководящего состава ведущего предприятия топливно–энергетического комплекса”.
Долго ли глава Минэнерго и акционеры будут смотреть сквозь пальцы на происходящее? Вместо того чтобы заниматься модернизацией газопроводов, из–за изношенности которых бишкекчане остались без газа, а также взыскивать дебиторскую задолженность, “Кыргызгаз” в геометрической прогрессии копит долги, увеличивает убытки и считает, что виной тому кто–то другой.

Расходы монополиста оплачивали посредники?
Говорить об охлаждении отношений с партнерами даже не приходится: узбеки с казахами обзавелись в прошлом году собственными газопроводами, чтобы не пользоваться транзитом через нашу территорию, дабы из–за дефицита топлива или денег за его оплату кыргызские газовики не производили несанкционированный отбор.
Энергетики в 2005 году придумали такую схему, чтобы и топливо было, и у “Кыргызгаза” меньше существовало проблем, и частники могли получать прибыль. Кажется странным, но факт подтвержден документально. Посредники, имеющие лицензию на реализацию газа, покупали с 2005 года у “Кыргызгаза” топливо, перечисляя ему по 50 центов в виде доходов с тысячи кубометров (тогда стоимость узбекского газа была 42 доллара за тысячу кубов. — Авт.), своими силами оплачивали транспортировку от границы, а потом продавали еще по цене ниже. Зарабатывать получалось за счет низких операционных расходов и штата в несколько человек.
История же дружбы с посредниками началась в 2005 году, когда Узбекистан стал требовать стопроцентную предоплату у “Кыргызгаза”, у которого постоянно не хватало достаточных финансовых средств. Партнеров тогда нашли в лице “Бишкек-
ЭнергоКомплекса” (БЭК), у которого наравне с “Кыргызгазом” и Бишкекской ТЭЦ была лицензия на поставку и реализацию голубого топлива и деньги для частичного финансирования поставки из Узбекистана.
БЭК делал стопроцентную предоплату “Кыргызгазу”, которую тот в свою очередь перечислял узбекам. Позже частникам удалось договориться еще с казахами о покупке у них небольшого объема газа по цене ниже, чем продавал официальный Ташкент. С северным соседом нашему правительству не удается договориться до сих пор или его более низкая стоимость топлива не очень интересует.
При таких условиях “Кыргызгаз” не нес расходов за реализацию, транспортировку газа и на общие административные затраты, что для госкомпании являлось большим подспорьем в его деятельности и возможностью получения чистой прибыли. При этом только по транспортировке природного газа через посредника “Кыргызгаз” получил доход, например, в 2005 году примерно 4,5 миллиона сомов, что подтверждается заключением судебно–экономической экспертизы.
При этом продажа газа фактически осуществлялась на узбекско–казахской границе, где проходит газопровод. БЭК должен был оплачивать транспортировку до кыргызской границы и внутри страны “Кыргызгазу” и “КырКазГазу” — совместному предприятию КР и РК, а также выплачивать таможенные пошлины по 0,1 доллара за тысячу кубов и ежемесячно в бюджет в виде налогов примерно 15 миллионов сомов. И не получал, естественно, никаких бюджетных дотаций. Государственная забота достается только компаниям с госучастием.
Нескольким крупным предприятиям БЭК продавал газ с предоплатой в 50 процентов, в то время как “Кыргызгаз” требовал оплатить поставляемый ресурс авансом полностью. Именно в тот период у “Кыргызгаза” появилась прибыль, о чем свидетельствует официальная отчетность компании. И предприятие начало выплачивать кое–какие дивиденды акционерам — Мингосимущества и Соцфонду, как отмечалось в официальных публикациях тех лет.
Сейчас БЭК, а также открывшиеся после этой фирмы компании ОсОО “РесурсЭнергоУниверсал” и ОсОО “БишкекГазПроект” приписывают все тому же Ширшову. Деятельность компаний, конечно, приостановлена, на ее руководство заведены уголовные дела, которые рассматриваются в суде.
Что приобрел от прекращения сотрудничества с частниками “Кыргызгаз”? Теперь вопросы с предоплатой, транспортировкой газа, выплатой таможенных сборов лежат на компании, которая не может договориться с казахами о поставках топлива по более низкой цене, а также просит бюджетные ссуды на покрытие дефицита своего бюджета. Зато посредника нет, чьи операционные расходы на миллионы сомов ниже.
Счетная палата предъявила две основные претензии, анализируя деятельность “Кыргызгаза” за предыдущие периоды. Во–первых, речь идет о том, что госкомпания в угоду посреднику продавала газ по цене меньшей, чем остальным потребителям. Хотя здесь стоит отметить, что тарифы устанавливает не компания, а уполномоченный государственный орган. Этот аргумент в суде инспекторов СП в принципе удовлетворил.
Во–вторых, Счетная палата выявила, что, мол, посредники получили газа сверх установленного лимита. Специалисты отрасли здесь могут только ответить, что газ — это не крупа или картофель, которые можно точно взвесить по килограммам. Голубое топливо подается в газопроводе под разным давлением. Поэтому точный объем можно определить, когда газ уже прошел и зафиксирован счетчиком. После чего делается акт сверки, и если есть излишки, то они должны оплачиваться. И что важно, они оплачивались с перечислением одновременно налогов в бюджет. Поэтому говорить о том, что кто–то получил или недополучил условную прибыль (кстати, такой термин в Налоговом кодексе КР отсутствует. — Авт.), по меньшей мере, странно. Данная информация Счетной палатой принята к сведению, но пока корректировки в отчете не делались.
Директор “Кыргызгаза” и сейчас представляет эту схему купли–продажи топлива, как какую–то страшную, запутанную и коррупционную. Да, “Кыргызгаз” мог бы и раньше сам реализовывать топливо потребителям. Но сначала же его надо купить у узбеков, а на стопроцентную предоплату у госкомпании постоянно не было денег. Впрочем, для беззаботной жизни средств нет и сейчас. Кому от всего этого жить лучше стало? Владельцам фирм–посредников, которые теперь фигурируют в уголовных делах? Или о хорошей жизни расскажут в компании “КазТрансГаз”, у которой в декабре 2010 года “Кыргызгаз” несанкционированно отобрал почти 40 миллионов кубометров топлива; жители южных микрорайонов столицы, оставшиеся без коммунальной услуги из–за аварии; государство, которое не получает прибыль, а беднеет из–за растущей кредиторской задолженности “Кыргызгаза”?

Дина МАСЛОВА.
Коллаж Романа БЯХОВА.
Газета «Вечерний Бишкек», 15 апреля 2010
Реклама
Добавить комментарий

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: