Skip to content

В ожидании чуда, или Куда поедет госмашина?

27.06.2011

Несколько месяцев от правительства ждали реформы самого себя. Наконец–то дождались: сокращения госрасходов на 14,3 миллиона сомов за счет лишь незначительного уменьшения армии госслужащих. Правительство усохло на три ведомства. Минсельхоз объединили с Госкомитетом по водному хозяйству и мелиорации, а Минтруда — с Минмолодежи. В Минкультуры передали туризм.

От партии — власти
На самом деле в изменении структуры правительства важно не сокращение ведомств путем объединения нескольких структур и даже не снижение расходов бюджета на эту мизерную сумму. Напомним, ежемесячные госрасходы составляют свыше 5 миллиардов сомов.
Здесь важно понимать, чем руководствовалось правительство при изменении структуры. Была ли это попытка учесть партийные интересы, что весьма прискорбно, потому как важнее думать об эффективности госуправления, а не о том, как рассадить на должности однопартийцев. Учитывались ли здесь политические игры с присоединением к правящей коалиции партии “Ар–Намыс”?
Кстати, как теперь будут распределяться ведомства, исходя из интересов политячеек? Значимо то, насколько интересы партий согласовываются с интересами всего государства. Или наше правительство рискует опять превратиться в центр раздрая, как в басне Крылова “Лебедь, Рак и Щука”. Разве может быть высока производительность труда, когда одно ведомство пытается отмести полномочия у другого?
Например, в Госслужбе финансовой полиции, которую периодически хотят то оставить, то ликвидировать, сотрудники долгое время находились за штатом. Как вы думаете, кому хочется из кожи вон лезть, раскрывая экономические преступления, если нет никакой уверенности в завтрашнем дне?
Проблема же на самом деле не в простом перекраивании властного одеяла. Приписать одно слово в названии или исключить ведомство из постановления правительства — раз плюнуть. Важно при изменении структуры правительства руководствоваться четким распределением функциональных обязанностей, логически представлять взаимодействие всех частей организма. Должно быть всем понятно, кто и за какую сферу жизнедеятельности государства отвечает, чтобы потом чиновники не переводили стрелки друг на друга. Наделение же функциональными обязанностями должно начинаться с постановки цели. По крайней мере, именно такие ожидания у общества.
Каким мы хотим построить Кыргызстан? Позиционирует ли себя страна транзитным центром евразийского континента или аграрной страной, делает ли акцент на развитие горнодобывающей промышленности и энергетики или на продвижение торговли и сферы услуг? Ведь невозможно делать приоритетными все отрасли: распыляя силы на многое, можно ничего не добиться. Исходя из обозначенных приоритетов как раз формируются госструктуры, наделяются полномочиями и соответствующим бюджетом, разрабатываются и превторяются в жизнь стратегии развития.
А для постановки цели неплохо было бы определиться, что Кыргызстан собой представляет. Ответа на два вопроса “Кто мы?” и “Чего мы хотим?” от правительства пока не слышно. Главное, чтобы над ними кабмин задумывался до того, как огласил список госорганов. Потому что иначе пересмотр структуры правительства станет очередной кампанейщиной.
Швейцария, например, обходится вообще семью министерствами. И вроде неплохо живут.

Логический лабиринт
В правительстве представлено три вице–премьера, которые будут курировать экономический, социальный и силовой блоки. Из этого можно сделать вывод, что теперь кабмин больше сконцентрирован на внутренних делах. Значимость внешних связей для КР значит меньше? Насколько на самом деле важна представленность Кыргызстана на мировой арене?
Возможно, неплохо на первый взгляд выглядит объединение Минсельхоза с Госкомитетом по водному хозяйству и мелиорации. Все–таки сельское хозяйство уже много лет в стране частное, поэтому профильное ведомство давно превратилось в контору простых статистов. Хотя фермеры постоянно ждут, что Минсельхоз станет неким маркетинговым центром, который определит, что актуально сажать и примерно в каком объеме и куда есть возможность продавать продукцию. Но озадачат ли такими обязанностями нового главу Минсельхоза или разросшееся ведомство формально объединит обязанности двух структур?
Заметно желание поднять статус структуры, которая бы занималась развитием экономики, раз было решено создать вместо Минэкономрегулирования Госкомитет по экономическому развитию и инвестициям. У всех возникли аналогии с бакиевским ЦАРИИ. В этом, впрочем, нет ничего плохого. Главное, чтобы госкомитет эффективно функционировал, а не повторял официальную статистику, которая озвучивается Нацстаткомом, как это делал Минэкомрегулирования.
Примечательно, что упал уровень структуры, которая бы управляла госсобственностью. Мингосимущества снизили до уровня Фонда госимущества при правительстве. Впрочем, управлять уже почти нечем. А то, что осталось в собственности государства, управляется неэффективно. Зачем держать лишний штат чиновников, которые ничего не смыслят в бизнес–процессах.

Служить бы рад. Прислуживаться тошно
Хочется верить, что изменение структуры правительства повлечет за собой увеличение производительности труда. Однако на это надежды мало. Само функционирование государства в Кыргызстане осталось прежним, мы не поменяли основы. Мы сейчас имеем достаточно уродливое преобразование советской системы госуправления. Основная масса госслужащих также останется на своих местах: не меняются их взгляды, навыки, привычки, принципы работы и так далее. Они просто не умеют по–другому работать. Нельзя же требовать родиться заново. Остается только воспитывать новое поколение госуправленцев.
Хочется верить, что правительство создавало структуру, не руководствуясь принципом создания ведомств под конкретные кандидатуры. А наоборот, будет подбирать кадры, соответствующие требованиям. Да и здесь проблем немало. Произойдет ли банальная рокировка чиновников, в том числе запятнавших себя на прежних должностях (не важно при каком президенте)? Ведь политическая элита в Кыргызстане тоже не поменялась: у руля все те же лица, за исключением Акаевых и Бакиевых. Нельзя сбрасывать со счетов тягу к клановости. Не будет ли производиться назначение по региональному принципу?
Конечно, всем не терпится увидеть, кто же возглавит новые ведомства. Восторга ни у кого от новой структуры правительства нет. Если достижений общественность не увидит, то тогда точно можно будет констатировать, что гора родила мышь. Впрочем, нам не привыкать. Если к тому же к руководству придут лица, которые ранее дискредитировали себя, то тогда разочарование будет вдвойне. К сожалению, и к этому нам не привыкать.

Дина МАСЛОВА.
27/06/2011
Вечерний Бишкек
Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: