Skip to content

Конъяк: контрольная закупка. Внимание: в продаже несколько коньяков под маркой «Бишкек» и «Кыргызстан»

18.07.2011

На фото - отличная от фабричной форма бутылок и этикеток. И цеха, где производится самопальная продукция

На одном примере можно сделать вывод, что госорганы не поддерживают добросовестных предпринимателей, даже не решают их вопросы, но при этом оказывают всяческую помощь как действием, так и бездействием, чтобы в Кыргызстане процветали контрафакт и теневая экономика. Свидетельство — на прилавках магазинов стоят коньяки “Бишкек” и “Кыргызстан”, которые изготовляются разными производителями, но носят одно и то же название. Никого это не смущает, кроме единственного в республике коньячного завода. А продукция некоего ОсОО “ВинМарк” сомнительного качества стоит почти так же, как и настоящий коньяк.
Не ударь в грязь лицом
Опозориться самому, презентовав контрафактный алкоголь иностранным гостям, и бросить тень на единственного производителя коньяка в Кыргызстане, оказывается, очень легко. Самопальщики подделывают напиток и заливают им всю страну: более половины продаваемого коньяка под брендом “Бишкек” и “Кыргызстан” — контрафакт. На некоторых бутылках невооруженным глазом видно, что акцизка поддельная, на изготовлении этикетки самопальщики сэкономили, а сам коньяк имеет другой оттенок. Но когда покупатели хватают бутылку с полки, то на такие мелочи не обращают внимания. Жалобы же легального производителя коньяка во все инстанции долгое время никто не слышит: чиновники занимаются отписками, не отвечают вовсе или не предпринимают адекватных мер.
Помимо того что есть просто контрафактная продукция, в КР появился весьма ушлый предприниматель. Он действительно производит напиток из коньячного спирта. Но вот у владельца ОсОО “ВинМарк” — постоянного должника перед кредиторами и налоговой службой — алкогольная продукция с названиями “Каганат”, “Алтай”, “Кочевник”, “Хан–Тенир” плохо продавалась. И он решил тоже выпускать коньяки “Бишкек” и “Кыргызстан”, на которые можно нарваться, поставив бутылку с сомнительным содержимым перед гостями.
Сам директор фирмочки Нурлан Акымбеков заявил “ВБ”, что они уже год выпускают коньяк. Все проверки госорганов прошли нормально, и компания, называемая коньячным заводом, даже собирается экспортировать напитки в Казахстан. Впрочем, в ответах он плавал.
Кыргызский коньяк — один из тех товаров, который можно не просто поставить на стол перед гостями или подарить иностранцу как память о стране. Он известен на постсоветском пространстве, поэтому многие покупают известный напиток, выезжая за границу, в качестве презента. Наши соотечественники уже обнаружили в Москве продукцию ОсОО “ВинМарк”, которую гости привезли из Бишкека. И долго плевались, не узнав привычный вкус напитка.
Наглость — второе счастье
На этикетке с задней стороны коньяка от ОсОО “ВинМарк” неизменно значится, что напиток произведен по заказу ОсОО “КыргызШампаны”. Владелец у фирмочек якобы один и тот же. Последняя, как официально сообщают госорганы, не имеет права производить коньяк. А по словам Акымбекова, является Торговым домом. По старой памяти потребители думают, что расположенное на проспекте Манаса ОсОО “КыргызШампаны” и есть тот самый известный с советских времен шампанвинкомбинат. Ничего подобного! На месте завода уже несколько лет ничего не производится, потому что он был перепродан разным юридическим лицам. А ОсОО “КыргызШампаны” — это не производитель, а просто маленький и грязный офис, расположенный… в бывшем пункте приема стеклотары шампанвинкомбината. И не более того. Просто название улицы одинаковое, что вводит в заблуждение граждан, многие из которых и не подозревают, что на правительственной трассе уже давно ничего не выпускается. Зато на лицевой части этикетки хитрый бизнесмен указывает ОсОО “КыргызШампаны”. Игра с ассоциациями приносит, по–видимому, прибыль. Разливает хозяин 0,48 литра вместо привычных 0,5.
Сам же коньяк производится на улице Садыгалиева, 3 за обшарпанным бирюзовым забором с отсыревшими стенами и с грязной территорией, куда гостей не пускает охранник.
Единственный же коньячный завод — это ОсОО “Кыргыз Коньягы”, которое стало преемником советского Шампанвинкомбината. Предприятие всю продукцию изготовляет самостоятельно на европейском оборудовании и не позволяет никому это делать по заказу. Именно торговые агенты завода чуть не повздорили с агентами самопального “Бишкека” и “Кыргызстана”. Представители ОсОО “ВинМарк” беззастенчиво пытались убедить продавца магазина, что крупнейший и единственный в КР производитель сменил дизайн и форму бутылки, а сотрудник, который развозил коньяк раньше, умер.
Как призналась корреспонденту “ВБ” директор ОсОО “Кыргыз Коньягы” Гульшат Асылбаева, их компания неоднократно ставила в известность госорганы, пытаясь обратить внимание на необходимость борьбы с контрафактной и полулегальной продукцией. Асылбаева подчеркнула, что дизайн бутылок и этикеток не меняется уже несколько лет. ОсОО “Кыргыз Коньягы” намерено подать в суд на владельцев ОсОО “ВинМарк” за недобросовестную конкуренцию, использование товарного знака и введение в заблуждение потребителей.

  • хождение по мукам
    Госалко. В Госалкоагентстве с контрафактной продукцией фактически не борются. На любые вопросы корреспондента “ВБ” там отвечают, что несколько лет назад у ведомства забрали проверяющие функции. А без проверок, мол, ничего поделать не могут, даже если сотрудники госагентства знают, где продается некачественный товар. И разводят руками, заявляя, что основная их функция — лицензирование. Там максимум — выносят предписания устранить нарушения в тех случаях, когда давно пора аннулировать лицензию.
    Забавно, но факт. Производители могут иметь каждый свою технологическую инструкцию, которую подписывает не производственный отдел, а почему–то статс–секретарь. Хотя по долгу службы он не обязан разбираться в технологии производства. Вы только представьте, что будет, если каждый производитель станет по своему рецепту изготовлять коньяк, раз технологические инструкции каждое предприятие подписывает отдельно?! Это ж за какие заслуги статс–секретарь подписывает такие документы?
    Производство якобы марочного коньяка госорганами до сих пор не остановлено, хотя ОсОО “ВинМарк” не обладает технологией по его производству. Но уверяет, что у них работает технолог с 35–летним стажем. Пробовал ли он то, что производит? На этикетки даже не наносятся дата изготовления и конечный срок использования, что уже является основанием для аннулирования лицензии. Однако госорганы дают только предписания об устранении нарушений, выносят предупреждения. И все. Впрочем, производитель на канцелярщину внимания не обращает.
    Из этого легко сделать вывод, что Госалкоагентство своим бездействием защищает недобросовестных предпринимателей.
    Госсанэпиднадзор. В заключении Центра госсанэпиднадзора говорится, что при внеплановом обследовании ОсОО “ВинМарк” предприятие не функционировало, а на воротах висел замок. “Со слов охранника, работа цеха была приостановлена в связи с отсутствием электроэнергии”, — говорится в письме. Это уже наводит на определенные мысли, когда предприятие, чья продукция стоит повсеместно на магазинных полках, остается без энергоснабжения и временно не работает. Или оно намеренно закрылось в период проверки, если у владельца имеются связи с сотрудниками Центра госсанэпиднадзора?
    Между тем есть вещи, которые должны были “санитаров” серьезно озаботить, так как процесс производства напитков идет с нарушениями. У цеха, который заводом ни в коем случае нельзя назвать, на одной линии разливается разный ассортимент спиртных напитков, отсутствует горячее водоснабжение, а также для розлива используется оборотная тара без спецоборудования для мойки, нет там лаборатории анализа на соответствие качества продукции. Большие вопросы имеются к наличию спецодежды и вообще к санитарному состоянию производственной территории. За перекошенным забором нам открылась неважная картина.
    Кыргызпатент. Как заключили в Кыргызпатенте, обозначение “Бишкек” может быть зарегистрировано на этикетке в качестве неохраняемого элемента, если не занимает доминирующего положения. Как определяется доминирующее положение? Сколько процентов площади на этикетке должно занимать слово “Бишкек”, чтобы оно стало охраняемым элементом? То есть можно назвать “Бишкеком” публичный дом, напечатав название мелким шрифтом. В отношении товарного знака “Кыргызстан” еще сложнее. Его на самом деле можно вывесить хоть на сортире без каких–либо условий.
    При этом в Кыргызпатенте отметили, что ведомство осуществляет единую политику в области охраны объектов интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков. А также принимает к рассмотрению заявки на регистрацию товарных знаков, проводит по ним экспертизу, осуществляет их регистрацию, выдает свидетельства, публикует официальные сведения. Но при этом служба не наделена контролирующими функциями. Поэтому при нарушении прав на товарный знак Кыргызпатент отправляет недовольных в правоохранительные и судебные органы.
    Как пояснили в ведомстве, если речь идет о зарегистрированном товарном знаке, то владелец имеет исключительное право им пользоваться и распоряжаться, а также запрещать его использование другими лицами. В соответствии с законодательством, никто не может использовать в КР товарный знак без разрешения его владельца. Иначе это влечет за собой гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
    На практике же еще как все используют схожие названия! И никто за это наказания не несет, потому что госорганы отфутболивают жалобщиков, и сами не желают брать на себя ответственность. Генпрокуратура с большой неохотой принимает заявления, и санкций к нарушителям закона никаких не принимает, хотя считается надзорным органом. А городская прокуратура переадресует решение вопроса налоговым органам. Кстати, ОсОО “ВинМарк” является еще и должником по налоговым отчислениям.

    ***

    Понятно, почему ОсОО “ВинМарк” решило выпускать спиртные напитки “Бишкек” и “Кыргызстан”. Эти названия давно раскручены. И не надо вкладывать свои средства в раскрутку бренда. За них это сделает завод “Кыргыз Коньягы”.
    Кроме того, технологическая инструкция ОсОО “ВинМарк” была утверждена 9 марта 2011 года. При этом даже в самой инструкции, подписанной статс–секретарем Госалкоагентства, говорится, что купаж коньяка “Бишкек” должен составлять 3 месяца, а “Кыргызстана” — 9 месяцев. Но даже после купажа этот напиток еще не является готовым продуктом. Поэтому перед розливом его выдерживают определенный срок в дубовой таре. Следовательно, розлив ординарного коньяка после получения техинструкции должен был начаться не раньше сентября 2011 года, а марочного — только в июне 2012 года. А грушевидные бутылки от этого производителя можно было увидеть сразу же после получения ОсОО “ВинМарк” техинструкции — уже в марте 2011–го. Отсюда следует сделать вывод, что без соблюдения всех процедур по хранению и выдержке разлитый в бутылки алкоголь даже не является коньяком. А это не просто недобросовестная конкуренция, но и обман потребителей.

    Дина МАСЛОВА.
    Фото Темира Сыдыкбекова.
    11.07.2011
Реклама

Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: