Перейти к содержимому

Весеннее обострение. Массовое. Переходящее в перманентное

04.06.2010

Разделяй и властвуй — старый как мир принцип ведения политики имеет место быть в Кыргызстане на протяжении двух десятилетий. Сейчас же, как никогда, политические игры, внутренние и внешние, показывают всю прелесть слова “власть”. Ситуация в нашей стране может стать наглядным пособием для экспертов всех мастей, вот только анализировать хитросплетения геополитического клубка интриг не берутся даже матерые политологи.

Братские игры
События меняются настолько стремительно, не то что анализировать и прогнозировать, но даже описать все факты не успеваешь. Не далее как вчера еще можно было рассуждать, почему казахи не открывают границы, что за этим кроется и какой способ воздействия на них нам искать. Кыргызские предприниматели, которые теряют свой реальный бизнес, в отличие от временного правительства, лишающегося только политического веса, выступили с предложением. Хотели припомнить соседям все свои убытки во время вступления Казахстана в ВТО, привлечь к решению вопроса ООН и пристыдить официальную Астану, что негоже заниматься давлением, будучи председательницей такой авторитетной организации, как ОБСЕ. Проскочила новость, что в Южный Казахстан в разгар полевых работ перекрыли воду — главное наше богатство и фактически единственный рычаг давления. И тут все в одночасье поменялось.
Что конкретно повлияло на решение лидера нации Назарбаева ослабить хватку и открыть границы, оставив усиленный режим, официальные лица наверняка скоро озвучат. Но больше чем уверена, что истинную подоплеку посмаковать не удастся, так как она скрыта от глаз не сильных мира сего. То ли спецпредставитель и “серый кардинал” от РК Булат Утемуратов получил все то, что его просила “Ак–Орда”, то ли у соседей уши опухли от абсурдных высказываний ряда политиков и просьб отечественных предпринимателей, над которыми решили сжалиться. На решение об открытии границ могла повлиять и жажда казахских полей, но в это мало верится, так как водный шантаж имеет место быть постоянно, и этому делегации соседней страны давно перестали удивляться.
Честно говоря, уже коробят рассуждения про “братский народ”. “Не понимаем действия братского народа, устроившего откровенный экономический террор”, — не сдерживаются бизнесмены и чиновники. “Мы желаем братскому народу скорейшей стабилизации ситуации”, — отвечает им по дипломатическим каналам Астана. Знаете ли, тут можно высыпать целый ворох крылатых выражений: “С волками жить — по–волчьи выть”, “Спасение утопающих — дело рук самих утопающих”, “Своя рубашка ближе к телу”. И все это про то, что каждая сторона преследует свои шкурные интересы, задействуя все рычаги давления.
Не бывает такого, чтобы государства, с которыми имеются хоть какие–то отношения в политической, экономической, военной сферах, были сторонними наблюдателями в Кыргызстане. Или от огромного великодушия желали нам всяких благ не корысти ради, а социального благоденствия для. Ведь Уругваю, Уганде или Новой Зеландии совершенно нет до нас дела. Зато свои щупальца в наши дела запустили все братские народы, по–видимому, от родственной привязанности. Главное, чтобы не от любви, как у Каина к Авелю.

Кыргызские штаты Центральной Азии
Читайте историю, там все написано, господа. Люди, корпорации, страны действуют по схожим принципам. Сколько троянских коней засылали друг к другу друзья (они же враги) на протяжении тысячелетий, чтобы ослабить конкурента и занять более сильные позиции. Раздел Югославии, брожение на Кавказе, самодостаточный Тибет, мартовская и апрельская революции–госперевороты в Кыргызстане… Никому не выгодно иметь под боком сильного конкурента, который начнет поднимать голову, качать права, вести непредсказуемую для кого–то политику. Ведь пока на собственной кухне проблем вагон и маленькая тележка, амбиции на внешнеполитическом уровне никто особо не показывает. И даже становится намного сговорчивее.
Партнерам же, особенно привыкшим к авторитарным замашкам, в первую очередь нужна предсказуемость, поэтому политические шараханья из серии “закроем базу — откроем Центр транзитных перевозок”, “энергетика для китайцев, энергетика для россиян” очень не нравятся привыкшим к полувоенному порядку соседям.
В политтехнологиях, использование которых можно наблюдать по всему миру, есть старый, но проверенный метод. Найти болевые точки и спорные моменты у конкурента, отыскать сторонников противоположных точек зрения и усердно способствовать стабилизации обстановки, ведя переговоры с разными группами интересов. И ждать, пока внутри не начнется перетягивание одеяла. Вроде как и задуманное выполнено, и уши не торчат за игрой в “собачку–драчку”.
В случае с Кыргызстаном ковырять гнойники не составляет труда: наличие военного присутствия двух стран; межнациональные конфликты; бедность, малограмотность и дефицит культуры большей части населения; религиозный вопрос; транзит всего — от детских ползунков до тяжелых наркотиков; большое количество амбициозных политиков на такой малой территории; клановость; высокий уровень коррупции.

Товарообман
Но вот статистика говорит сама за себя: товарооборот с Россией в реальном выражении ниже показателей, символизирующих крепкую дружбу между Китаем и Кыргызстаном не на словах, а на деле. Но братья–славяне тоже не дураки. Вести затяжную борьбу финансовых сил все–таки маловато, зато разговоров, политических спекуляций пруд пруди.
Активно инвестировать россияне вряд ли будут, потому как своих проблем масса, да и есть более выгодные предложения о сотрудничестве в виде северных и южных газовых потоков. Вон газовые месторождения на юге Кыргызстана, где ведет разведку “Газпром”, чего стоят. Геологи сразу же дали понять, что с точки зрения извлечения прибыли объемы “голубого топлива” на месторождениях Майлуу– Суу–IV и Кугарт не заслуживают внимания. Но тогда здравые мысли считались аполитичными. А вот создание видимости кипучей деятельности в нашей стране расценивается как помеченное своим присутствием место.

Ну воОБСЕ!
Казахстан на мировое влияние не замахивается, но вот региональным лидером ему быть охота. Лишнее тому подтверждение — большая медаль на пузе в виде председательства в ОБСЕ, где можно показаться мировому сообществу, мысленно отделив себя от других менее развитых стран с окончанием “стан”. Нынешняя ситуация тем и выгодна соседней стране, что можно усилить экономические интересы и дать понять, что не весь бизнес в нашей стране принадлежал семье экс–президента, в Кыргызстане много совместных предприятий.
Усиление аффилированных с Максимом Бакиевым банков немало подпортило интересы в финансовом секторе казахских бизнесменов. Появление конкурентов в горнодобывающей сфере из числа инвесторов из дальнего зарубежья тоже не могло понравиться казахам, у которых из–под носа увели лицензии на разведку или разработку месторождений. “Дордой” для Таможенного союза тоже как кость в горле, с которой борются установлением колючей проволоки на границе и экономической блокадой на кордоне.

Запутанный гидроузел
Узбекистан молчит в тряпочку, но вряд ли сидит на месте, удовлетворившись только усиленным режимом на границе. Экспорта революции в Ферганскую долину с таким авторитарным лидером узбекам не особо стоит бояться. Железной рукой Ислам Каримов может задавить еще один Андижан.
Учитывая сильное влияние узбеков на юге Кыргызстана, наличие там криминальных группировок, разделенных по национальному признаку, царящий в Кыргызстане политический раздрай, с одной стороны, доставляет соседям беспокойство, с другой — может усилить их влияние. Революционная пыль осядет, а Токтогульская ГЭС, многие годы не дающая покоя Ташкенту, работает всем назло вот уже 35 лет. Так что в мутной воде, не удивлюсь, могут начаться пересмотр двусторонних соглашений по пуску воды в летнее и зимнее время, изменения газовых договоров, подняться новая волна черного пиара по поводу строительства Камбар–Атинских ГЭС.

Терпение и труд все перетрут
В нынешней ситуации, где на переднем плане в информационных потоках выступают Россия и Казахстан, интересна позиция Китая — явного претендента на мировое лидерство.
От Поднебесной с 7 апреля пришел грант вежливости, было весьма сухое заявление о надеждах на скорейшую стабилизацию ситуации в Кыргызстане. И тишина. Между тем влияние Китая очень сильно не только в торговле и транзите товаров из КНР, но и в горнодобывающем секторе. Не скрывают они желание инвестировать в энергетику. Примечательно, что китайцы не очень много говорят, зато делают. И пусть у них нет сильного медиарупора, зато есть деньги и быстрая реакция. Не надо долго ждать, чтобы китайцы развернули свой бизнес.
Пока другие страны латают дыры и решают текущие проблемы, последователи Конфуция разрабатывают и при этом, невиданное дело на постсоветском пространстве, реализуют свою стратегию развития по становлению ведущей державы мира. Неспроста, наверное, кыргызский эпос “Манас” был практически признан ЮНЕСКО предметом творчества малых народов Китая. А также активная разработка позиционирования страны под рекламным лозунгом “Сделано в Китае — сделано в мире”.
И не случайно у Первопрестольной вызвал раздражение визит большой делегации во главе с Максимом Бакиевым в Китай в январе этого года.

Выступление и наказание
Влияние Кыргызстана в геополитическом аспекте тоже не стоит преувеличивать. Мировые державы конкурируют не за нашу страну, а между собой. Им выгодно найти среди разных групп интересов своих сподвижников, а внутри страны конкурентам всегда хочется заручиться поддержкой не только в родном ауле, но и за пределами. Вот так образуются браки между государствами, так же правители сходятся и расходятся, живут, пока политическая смерть не разлучит их.
Подогреваемая изнутри и снаружи нестабильность уже привела к распрям внутри команды, пришедшей под флагом временного правительства. Третьим силам, втянутым в борьбу, остается только ждать, пока тут все друг друга не перегрызут, и подогревать весь этот котел провокациями, разоблачениями, коррупционными скандалами. Чтоб не скучно было в период весеннего обострения.
Победителем же может стать самый терпеливый, а не тот, кто выдохнется на полдороге от неуемной активности.

  • обмен любезностями
    По данным Государственной таможенной службы, на кыргызско–казахской границе, на КПП “Ак–Жол”, “Чалдовар”, “Чон–Капта”, “Айшебиби”, с 20 мая обеспечен беспрепятственный въезд–выезд физических лиц. Грузовые машины при этом казахские пограничники досматривают с особой тщательностью, из–за чего на контрольно–пропускных пунктах скопилась длинная вереница авто. Сами водители говорят, что за час проходят только четыре грузовые машины.
    Примечательно, что под соусом ремонтных работ возле Кировского водохранилища в пятницу поливная вода еще не поступала на поля Южного Казахстана. Так уж сложилось, что вода — наш действенный рычаг манипуляций, в то время как для казахской стороны — барьеры при экспорте и импорте товаров. При этом никто не признается в политическом шантаже, довольствуясь любезностями о том, что “мы не имеем ничего против народа”.

Дина МАСЛОВА, газета «Вечерний Бишкек» (24 мая 2010г.)

Добавить комментарий

Оставьте комментарий